МААМ-картинки

Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)

Светлана Таранова
Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир

природы с безграничным богатством явлений, с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)» размещена в разделах

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В своей работе по экологическому воспитанию я столкнулась с рядом противоречий:

- между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка.

- между необходимостью дифференциального подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка дошкольного возраста и единообразии содержания типовой программы.

- между методологическими подходами традиционной программы и социальным заказом.

Наши педагогические наблюдения подтвердили, что ребенок обучается лучше:

- при наличии в группе достаточного количества различных учебно–игровых материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними при помощи наиболее развитых органов чувств и широко развивают их компетенцию;

- при обеспечении возможности свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;

- при сочетании в равной степени интересов детей и требований учебно– воспитательного плана;

- при замене фронтального способа организации образовательного процесса на индивидуально–групповой, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;

- при использовании игровых форм обучения;

- если существует заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами.

Опираясь на разработанную программу «Мы», становится ясно одно чрезвычайное обстоятельство гибели природы, есть не что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как общему состоянию. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Актуальность темы

Почему я выбрала тему природы? Потому что в наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами.

Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Задачи

• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имели возможность усложнения.

Дидактические принципы

Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса - позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.

1) В старшем дошкольном возрасте позитивное отношение к окружающему миру становится опорой, прочным фундаментом, на котором начинает создаваться увлеченность процессом познания (особое состояние личности, характеризуемое интенсивным восприятием, интуитивной мотивацией, потоком энергии и чувством глубокого удовлетворения от осуществления жажды исследования) и ее составляющие: сосредоточенность внимания, инициативность, эмоциональный подъем познавательной деятельности, познавательная активность, самодеятельность.

И соответственно чрезвычайно важно, чтобы каждый акт взаимодействия внутри детско-взрослого коллектива, реализующего метод игровых проектов, был сориентирован, главным образом, на развитие в ребенке перечисленных качеств.

2) Метод игровых проектов погружает детей в игру (для которой так мало остается времени в режиме дня детского сада) и окрашивает любой вид деятельности ребенка (даже потенциально непривлекательный) в яркие, притягательные тона.

3) Относительно третьего критерия, который предполагает самостоятельный, творческий подход к делу, - и его показателей: познавательной самостоятельности, успешности выполнения нестандартных заданий, проявления склонности к предмету своего интереса в свободное время - нужно быть крайне осторожным. Ждать от дошкольника ответственности даже по отношению к своему интересу преждевременно и опасно, так как она естественным образом должна вырасти из увлеченности, а преждевременным ее стимулированием можно погасить в ребенке искру зародившегося интереса.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Основные принципы, которые легли в основу опыта :

· Принцип учёта возрастных особенностей детей;

· Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

· Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

· Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

· Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

· Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

· Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;

На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Технология опыта

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 - 7 лет.

Проект как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру - самую притягательную для дошкольников деятельность.

После кризиса трех лет ребенок оторвался от непосредственного смысла предметов и шагнул в двойной мир - у него появилось воображение - центральное новообразование дошкольного возраста, столь необходимое для развития игровой деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, пик, развития которой приходится на старший дошкольный возраст. Именно это новообразование дошкольного возраста делает возможным развитие проектной деятельности как деятельности предвосхищающей и проектного мышления как способности вообразить (предвосхитить) желаемый результат и пошагово двигаться к его достижению (продукту).

Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.

Публикации по теме:

Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности Мастер -класс по теме «Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности на.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1 Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). Описание опыта: дать детям.

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Часть 2 Опыт № 26 «Что заменит чёрный карандаш?» Цель: Дать детям представления об угле, помочь выявить его свойства (образуется от прогоревшего.

Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Методическая рекомендация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.

Организация работы с детьми в летне-оздоровительный период. Опытно-экспериментальная деятельность детей летом Организация работы с детьми в летне-оздоровительный период. Опытно-экспериментальная деятельность детей летом. Лето – благоприятная пора.

Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности.

Семинар-практикум с педагогами по опытно — экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской.

Сообщение «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми среднего возраста» Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей дошкольного возраста. Усваивать все прочно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 15:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД