МААМ-картинки

Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста»

дарья галичина
Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»-писал В. А. Сухомлинский.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями в первую очередь пальцев рук. Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Публикация «Консультация „Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста“» размещена в разделах

Задачи, которые ставятся в проведении пальчиковых гимнастик:

-развивать мелкую моторику, координацию движения руки

- формировать умение согласовывать движения с речью

- формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых гимнастиках.

Пальчиковая гимнастика представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной).Мелкая моторика, напрямую связана с речевой функцией это объясняется анатомическим строением головного мозга. Пальчиковую гимнастику можно назвать инсценировкой каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Есть много рифмовок, рассказывающих о своих пальцах. Например:

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий их домой несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький шалун, все все все съедает.

Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание сосредотачиваться. Малыши выполняют упражнения для одной руки, 3-4 летние задействуют все пальцы, а после 4 лет вводятся различные предметы шарики, кубики.

Чтобы пальчиковая гимнастика достигла своей цели, необходимо выполнять основные требования к проведению:

1) При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. Гимнастика должна сопровождаться стишками или потешками, побуждать детей повторять за вами отдельные слова, а потом и весь текст.

2) После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

3) Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

4) Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

5) Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

6) Главное золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Рекомендации по выполнению пальчиковых гимнастик:

• Во время пальчиковой гимнастики следует садиться друг против друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.

Выполняя упражнения вместе с детьми, нужно обязательно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

Следует четко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Так как объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно измените задание или поменять игру.

Пальчиковая гимнастика проводится тремя способами :

1. Взрослый сам выполняет движения- ребенок смотрит;

2. Взрослый выполняет движения руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движения своими руками.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому делятся на группы:

1) Игры –манипуляции.

К ним можно отнести такие игры как «Сорока, сорока», «сорока-белобока», «ладушки», «пальчик- мальчик где ты был?», «Оладушки», «мы делили апельсин», «этот пальчик хочет спать», «моя семья», «1,2,3,4 кто живет в моей квартире», «пальчики пошли гулять»- ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2) Сюжетные-пальчиковые игры:

«птички», «грибы», «елка», «грабли» и другие.

3) Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание. «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек». Для эффективного самомассажа кисти рук используется грецкий орех, карандаш, массажный мячик.

4) Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой:

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки б-п, д-т,к-г.

5) «Театр в руке» : «Бабочка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «мышка» и д. р.

Пальчиковая гимнастика включает очень многообразные упражнения и фигуры, которые делаются с помощью положения рук и пальцев в пространстве.

Очки

Бабушка очки одела и внучонка разглядела.

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Лодка.

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты как ковшик).

Пароход.

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка.

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, мизинцы прижаты, пальцы подняты вверх)

Пальчиковая гимнастика- пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют ваше движение. Сначала фигуры показываете вы, а потом дети. Можно придумывать сои фигуры, фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковые сказки и загадки.

Пальчиковый театр- теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре (кенгуру, лошадка, зайчик, волк, лягушка)

В заключении можно сказать, что пальчиковая гимнастика создает благоприятный эмоциональный фон, формирует умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как устроены перья у птицы» .

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период» Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период» Цель: расширение знаний педагогов о.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС до» Мастер-класс на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО». Цель: повышение уровня профессиональной.

Методическая рекомендация «Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Трудолюбова Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска Акимова.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста А – О. В. Дыбина, Н. Р. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Б – «Большая энциклопедия для дошкольника» В –Распечатка Г - О. В. Дыбина,.

Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности.

Сообщение «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми среднего возраста» Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей дошкольного возраста. Усваивать все прочно.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста Введение Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего возраста»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 19:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД