Екатерина Америкова
Сообщение «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей дошкольного возраста.
Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят гибкий характер.
Публикация «Сообщение „Организация опытно-экспериментальной работы с детьми среднего возраста“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах. Собирают камни, играют с песком, водой - предметы и явления входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдения. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки и т. п.
Дети проявляют интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.