юлия пятницкая
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средний возраст
Сентябрь
1. Наблюдение за движением транспорта
Цель: продолжать формировать представления детей об основных характеристиках движения, учить соотносить с окружающей действительностью, развивать пространственные отношения, внимание, любознательность путем наблюдения за движением транспорта.
2. Тематическая беседа «Быстрее, выше, сильнее»
Публикация «Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Цель: продолжать закреплять знания детей об основных характеристиках движения: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо, быстрее, медленнее; учить обобщать полученные знания и применять в речи слова, характеризующие движение; пополнять активный словарь детей, развивать способности детей описывать действия, изображенные на картинке.
3. Опыт с машинками
Цель: закреплять знания детей об основных характеристиках движения, учить выполнять словесные указания воспитателя и проговаривать свои действия с игрушкой, развивать способность действовать по образцу и самостоятельно, воспитывать чувство ответственности и внимания на дороге.
4. Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь»
Цель: по ходу игры закреплять знания детей о том, что быстрое движение не всегда приводит к победе, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать уважение к победе других детей.
Ход игры: вместе с воспитателем выбирают ведущего, он стоит спиной к остальным детям и говорит слова: «Тише едешь, дальше будешь,
А приедешь, все забудешь»
В это время дети двигаются в направлении ведущего с разной скоростью. После произнесения слов ведущий поворачивается, а дети останавливаются. Если ребенок не успел затормозить вовремя, а ведущий его заметил, то он возвращается на исходную позицию. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до ведущего и дотронется до его плеча.
Октябрь
1. Наблюдение за листопадом
Цель: рассказать детям о том, почему листья желтеют; учить рассматривать, сравнивать и описывать листья от разных деревьев; развивать умение использовать художественное слово, наблюдательность; закреплять знания о переменах в природе, о природных явлениях.
1. Тематическая беседа «Что такое магнит?»
Цель: познакомить детей с магнитом, его свойством все притягивать, продолжать закреплять знания детей о том, из какого материала сделаны предметы, развивать интерес к физике вещей, способность делать выводы, анализировать, воспитывать умение правильно отвечать на вопросы воспитателя.
2. Опыт с магнитом
Цель: дать представление об основных физических явлениях: магнитном притяжении – магнит притягивает только металлические предметы, маленький магнит притягивает только маленькие предметы, большой магнит притягивает крупные предметы, развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, пополнять активный словарь детей : магнит, притяжение; воспитывать правильное поведение при работе в коллективе.
3. Дидактическая игра «Что притягивается, что не притягивается?»
Цель: закреплять знания детей о магнитном притяжении, о материалах, из которых сделаны предметы, учить анализировать, обобщать, отвечать на вопросы воспитателя, развивать интерес к дидактическим играм, воспитывать уважение к деятельности других детей.
Ход игры: дети садятся полукругом, воспитатель достает две коробочки, в которых лежат разные предметы: металлический шарик, бумага, пластмасса, резинка, стекло и т. д. Воспитатель поочередно достает предметы и показывает их детям, а они должны сказать притянет магнит этот предмет или нет, и почему.
Ноябрь
1. Наблюдение за заходом солнца
Цель: дать представление о таком природном явлении как заход солнца, рассказать, в какое время суток можно его увидеть, что делают люди и животные после захода солнца, развивать внимание, способность слушать и слышать воспитателя.
2. Тематическая беседа «Восход и заход солнца»
Цель: дать представления о таких природных явлениях как восход и заход солнца; объяснить, когда происходят эти явления, как меняется день, когда они наступают, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, расширять и пополнять активный словарь детей : восход, заход; развивать интерес к происходящим изменениям в течении суток, воспитывать умение слушать других детей.
3. Опыт с лампой
Цель: на примере опыта объяснить детям ход вещей в природе, развивать интерес к происходящему, способность детей анализировать увиденное, помочь понять те изменения, которые происходят в жизни всего живого на земле с наступлением восхода и захода солнца.
4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Цель: в ходе игры закрепить знания детей о времени суток и изменениях, которые происходят в разное время суток, развивать интерес детей в использовании знаний об окружающем мире и умение использовать их в игровой деятельности, закрепить знания о режиме дня.
Ход игры: по ходу игры воспитатель задает детям вопросы типа: «Мама укладывает деток спать. В какое время суток она это делает?»
Декабрь
1. Наблюдение за льдом. Рассматривание пластинки льда.
Цель: закреплять знания детей о свойствах льда, дать представление о том, что лед – это замерзшая вода, закреплять знания о том, почему вода замерзает и появляется лед, развивать способность детей отвечать на поставленный вопрос развернутым ответом.
2. Тематическая беседа «Какой бывает лед?»
Цель: закрепить представления детей о том, что такое лед, о его свойствах – скользкий, гладкий, холодный прозрачный, цветной; учить отвечать на вопросы развернутым ответом, используя уже полученные знания и опыт; развивать способность анализировать, рассуждать; воспитывать осторожное обращение со льдом.
3. Опыт «Замораживание воды»
Цель: закреплять представления детей о том, что лед – это замороженная вода, развивать интерес к экспериментальной деятельности, развивать способность работать в коллективе, не мешая друг другу, развивать наблюдательность, умение замечать произошедшие перемены.
«Ты, мороз, давай, давай,
Холод посильнее,
А водичка замерзай,
Будет веселее!»
4. Дидактическая игра «Кривое зеркало»
Цель: в ходе игры дать представление детям о том, что через тонкую пластинку льда видно, как через стекло, а через толстую изображение искривляется.
Ход игры: дети рассматривают пластинки льда и рассказывают, что они видят через нее.
Январь
1. Наблюдение за снегом
Цель: дать представление о том, что снег падает всегда вниз, снежинками или хлопьями; снег холодный, легкий, белый, иногда сверкает на солнце, может быть рыхлым, тогда из него можно лепить, а может быть рассыпчатым; закрепить знания о том, что снег тает в тепле и превращается в воду.
2. Тематическая беседа по картине «Зимние забавы»
Цель: закреплять знания детей о том, что снег выпадает зимой, дать представления о зимних играх детей – катание на санках с горки, на коньках, лыжах, лепка снежной бабы и снеговиков; развивать способность детей составлять небольшие рассказы про зимние по образцу воспитателя, расширять и пополнять активный словарь детей, воспитывать уважение к рассказчику.
3. Опыт «Сходство песка со снегом»
Цель: продолжать учить пользоваться экспериментальным инвентарем. Закрепить представления детей о свойствах песка и снега. Учить элементам сравнения, анализа и синтеза. На примере учить показывать и называть отличия песка от снега, их сходство. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
4. Дидактическая игра «Куличики из песка и снега»
Цель: закреплять представления детей о том, чем отличается песок от снега, и чем они похожи. Продолжать учить называть отличия и сходства двух веществ, проводя с ними игровые манипуляции.
Ход игры: Воспитатель приглашает двух кукол – Маша и Таня. Дети предлагают накормить кукол, но у них разные вкусы. Дети делятся на команды и «лепят» куличики (одна команда – из песка, другая – из снега). Затем нужно объяснить, чем же они отличаются.
Февраль:
1. Наблюдение за ветром.
Цель: продолжать учить называть природные явления, правильно называя сказуемое тождественное подлежащему (ветер дует, закреплять знания о том, что ветер бывает сильный и слабый, активизировать словарь детей словами : ветер, ветерок, ветрище. Дать представление о том, что ветер бывает теплым и холодным.
2. Тематическая беседа о двух ветрах.
Цель: поближе познакомить со стихией воздуха. Дать понять о взаимосвязи всего живого на Земле. Развивать творческое воображение, память, посредством д/и «Сильный-слабый», продолжать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, давая по возможности описание ветра.
3. Опыт с султанчиком.
Цель: продолжать знакомить с функцией султанчика, развивать способность правильно пользоваться и называть свои действия с ним, дать представление о том, что в феврале ленточки султанчика движутся сильнее, порывами, в одну сторону. Показать взаимосвязь ветра, времени года и работой султанчика. Развивать умение описывать увиденное.
4. Игра – имитация «Где ты, Ветер, побывал?»
Цель: учить детей показывать разный характер ветра, используя имитационные движения, развивать творческое воображение, постараться раскрепостить детей, дать полную свободу действий.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: «Не конь, а по полю гуляет,
Не птица, а в небе летает»
Затем предлагает детям различные ситуации: «Подул сильный ветер», «Ветер ослаб», «Ветер утих, в лесу тихо», «Ветер побывал в поле», «Ветер побывл на море». После этого можно предложить детям нарисовать, где ветер побывал.
Март
1. Наблюдение за горизонтом.
Цель: дать детям представление о таких понятиях как «далеко», «близко», учить называть объекты, которые находятся далеко и близко, активизировать словарь детей, используя слова «дальше», «ближе». Познакомить со словом «горизонт», его понятием, используя при этом вопросы к детям: «Где встречаются земля и небо?», «Где это – далеко или близко?».
2. Тематическая беседа по прочитанной сказке «Снеговик»
Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать память посредством использования мимических упражнений, внимание, чтобы дети не только слушали, но и слышали, закреплять представления о свойствах снега, воспитывать доброту в отношениях.
3. Опыт «Далеко – близко»
Цель: познакомить детей с биноклем, его свойствами, назначением, умением пользоваться им правильно, активизировать словарь детей «ближе», «дальше». Познакомить детей с видами биноклей : полевой, театральный, морской. Развивать интерес к процессу экспериментирования, любознательность, желание задавать вопросы и отвечать. Воспитывать бережное отношение при использовании бинокля.
4. Дидактическая игра: «Тонет – не тонет»
Цель: уточнить знания детей о воде, ее свойствах: холодная, теплая, прозрачная, чистая, грязная. Закреплять знания о том, что не все предметы тонут в воде, из какого материала сделаны предметы, которые не тонут.
Ход игры: сначала воспитатель читает стихотворение: «Бежит, журчит ручей
Ничей, чуть стает снежок,
Через поле – лужок»
Затем показывая различные предметы, предлагает опустить в таз с водой. Дети опускают предметы, смотрят, какой тонет, а какой - нет. После этого дети объясняют, из чего сделан предмет, почему он тонет/не тонет.
Апрель
1. Наблюдение за неживой природой (земля, песок, камни)
Цель: закрепить знания детей о неживой природе, о ее взаимосвязи со всеми живыми существами, напомнить, какую функцию выполняет земля (в ней прорастают семена, песок (его добавляют в землю, чтобы она дышала, камни (нужны, чтобы земля не обваливалась). Развивать желание использовать в игре эти элементы неживой природы.
2. Беседа после рассматривания иллюстраций
Цель: продолжать учить детей рассматривать картинки с изображением природы, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы самому, развивать любознательность, наводя его на вопросы, активную речь, используя в речи новые слова, расширять словарь детей, развивать умение сравнивать, анализировать. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Опыт «Что для чего нужно?»
Цель: закреплять представления детей о назначении земли, песка и камней в природе: земля – чтобы расти, песок- чтобы земля была лучше, камни – дренаж; их свойствах: камень твердый, неровный, разной формы, цвета и размера; песок желтый, мелкий, сыпучий; земля мягкая, черная, сыпучая, пушистая. Уточнить, похожи ли земля, песок и камни друг на друга, чем отличаются.
4. Подвижная игра «По камушкам»
Цель: закрепить в активной речи детей речевые обороты камень, по камушкам, каменный и пр., закреплять умение детей прыгать на одной ноге, развивать ловкость, упражнять в равновесии.
Ход игры: Дети (лягушки) прыгают на берегу. Воспитатель (цапля) строго смотрит на них. По команде воспитателя цапля идет по болоту, высматривая лягушек. Дети прыгают на одной ноге, приговаривая при этом: «По камушкам». Лягушка, которая встала на две ноги, считается съеденной.
Май
1. Наблюдение за солнечными бликами в лужах.
Цель: обратить внимание детей на солнечных зайчиков в лужах; рассказать о том, что это солнечные лучи, которые отражаются в воде; познакомить с понятием «отражение света», развивать интерес к явлениям природы, используя закрепление в игровых действиях.
2. Беседа «Гроза и дождь»
Цель: закрепить представления детей о таких природных явлениях как дождь и гроза; повторить их основные признаки; дать представление о том, чем дождь отличается от грозы (гроза – понятие более широкое, включающее в себя не только дождь, но и молнию, и гром); развивать интерес детей к природным явлениям, закреплять правила поведения при дожде и грозе.
3. Опыт с лупой
Цель: познакомить детей с лупой, ее свойствами, способом применения; учить пользоваться лупой как в экспериментальной, так и в игровой деятельности; пополнять словарный запас детей такими словами, как «увеличить», «лупа», закреплять в речи детей слова-сравнения : «больше-меньше»; развивать интерес к экспериментированию, воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.
4. Игра малой подвижности «Большие и маленькие»
Цель: закреплять знания детей о лупе, ее свойствах, способе применения, развивать творческие способности детей, используя пантомимику, элементы психогимнастики; учить детей действиями выражать те или иные свойства объекта.
Ход игры: Воспитатель держит в руках лупу, а дети придумывают себе образ (животное, растение, предмет). Воспитатель читает стихотворение:
Я иду, иду, иду,
Ничего я не найду.
Стоит в руки лупу взять,
Всех смогу я увидать.
Дети встают и принимают ту или иную позу, а воспитатель отгадывает, что изображает ребенок.