МААМ-картинки

Организация помощи аутичному ребенку при нарушениях речи

Людмила Белоусова
Организация помощи аутичному ребенку при нарушениях речи

Организация помощи аутичному ребенку при нарушениях речи

В настоящее время количество детей, имеющих аутизм, неуклонно растет.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Все указанные признаки появляются в возрасте до трех лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра – Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко.

Публикация «Организация помощи аутичному ребенку при нарушениях речи» размещена в разделах

Ранний детский аутизм – это врожденное нарушение психического развития. Для аутизма характерны четыре основных проявления:

1. Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.

2. Эмоциональная холодность или безразличие к близким.

3. Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.

4. Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Особенности развития речи у детей с аутизмом

Бывает, что речь появляется вовремя или даже раньше обычного. В дальнейшем формирование речи может пойти в нескольких направлениях:

1. речь может стать полноценной;

2. может формироваться «странная речь», иногда полностью непонятная для окружающих, так называемая «псевдоречь», т. к. она не направлена ни на передачу смысла, ни на общение;

3. у ребенка может быть комбинированная речь, включающая в себя нормальную речь и псевдоречь.

Но чаще ребенок остается безречевым.

1. В одних случаях речь начинает появляться, как у нормотипичных детей, в возрасте 1 года: появляются отдельные слова (даже сложные, но потом они исчезают, и ребенок остается неговорящим.

2. В других случаях речь не формируется изначально.

3. Нарушается и несловесная коммуникация (мимика и жестовая речь).

Жестовая речь:

•Отсутствие жестикуляции в целях общения. Ребенок использует примитивные формы коммуникации: тащит мать в нужном ему направлении, направляет руку на интересующий предмет. То есть использует жесты, сообщающие о его нуждах. При этом жестов, с помощью которых передаются мысли и чувства, нет (ребенок не хлопает в ладоши, выражая радость; не кивает головой вместо «да»; не показывает на предмет: «посмотри»).

Ребенок не понимает смысл жестов окружающих (не подойдет, если его поманить пальцем; не догадается посмотреть в ту сторону, в которую смотрит другой человек). От этого он оценивает ситуацию неадекватно.

Ребенок не понимает значений мимических выражений. Он может не различать даже противоположные выражения: сердитое лицо не отличит от улыбающегося.

Понимание речи : нарушается в разной степени. Даже если аутичный ребенок говорит, он может не до конца понимать речь.

Как помочь ребенку с аутизмом

Прогноз при аутизме разный, часто неопределенный. Одни дети начинают говорить, а другие остаются неговорящими и некоммуникабельными. Если ребенок так и не начинает пользоваться устной речью, есть смысл обучить его письменной речи (если позволит интеллект). Это существенно облегчит его жизнь, даст ребенку какую-то возможность общаться. Для детей с аутизмом письменная речь бывает доступнее разговорной, поскольку не требует непосредственного контакта с собеседником. Но нужно быть готовым к тому, что устная речь уже вряд ли появиться, т. к. не будет в ней смысла.

Установление дистанции общения

Дистанция для аутичного ребенка — что-то вроде «зоны безопасности». Он может испытывать физический дискомфорт от приближения к нему. Основное правило — не торопить процесс общения. На установление контакта может уйти много времени. Ребенок может так и не пойти на сближение.

Налаживание первоначального контакта

При выраженном аутизме установить первоначальный контакт можно лишь «на территории ребенка» - в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий. Считайтесь с дистантными предпочтениями ребенка. Как нет одинаковых детей, так и нет универсального способа наладить с ними общение, поэтому к каждому приходится подбирать свой «ключик».

Налаживание совместной деятельности

Налаживание совместной деятельности происходит в «зоне комфорта» ребенка. Сначала нужно просто составить компанию, наблюдая за действиями ребенка, затем подключиться к нему, копируя его действия (катать машинку, крутить колесо и др.). Затем можно попробовать добавить новое действие, вовлекая ребенка в контакт. Хорошо, если ребенок сам изменит сценарий игры. Сейчас же подключитесь к новому сценарию (следуйте за ребенком). Затем снова пытайтесь перестроить его действия.

Выполнение совместных действия по подражанию

У аутичного ребенка плохо развиты подражательные способности, что мешает ему вступать в контакт. Сначала сами копируйте действия ребенка до тех пор, пока он не поймет, что Вы повторяете намеренно. Затем побуждайте ребенка повторять действия за Вами.

Пусть ребенок повторяет Ваши действия, глядя на отражение в зеркале. «Зеркальный» контакт для него может быть комфортнее прямого.

Неречевой звуковой контакт

После налаживания совместного манипулирования предметами можно опробовать «звуковое общение». Например, «перекликайтесь» с ребенком звуками : постукиваниями, похлопываниями, звуками, издаваемыми звучащими игрушками, музыкальными инструментами.

Словесный контакт

Затем попробуйте вступить в словесный контакт. Проверьте, обращает ли ребенок внимание на речь, откликается ли на имя, показывает ли названные предметы, выполняет ли действия по инструкции.

Если ребенок не реагирует на обычную речь, испробуйте другие голосовые регистры. Говорите шепотом (нараспев, очень низким голосом). Говорите беззвучно или почти беззвучно, чтобы ребенок угадывал слова по артикуляции.

Список используемой литературы:

1. Родяшин Е. В., Организация жизни аутичного ребенка : методические рекомендации / Е. Родяшин, Т. Раева, М. Фомушкина. -Тюмень, 2012.

2. Полякова М. А., Как правильно учить ребенка говорить /М. Полякова- Москва. :Т. Дмитриева, 2014.

3. Фесенко Е. В., Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Е. Фесенко, Ю. Фесенко. -. : Изд-во: «Наука и техника», 2010.

Публикации по теме:

«Наши руки не для скуки!». Творческое рисование при помощи ладошки«Наши руки не для скуки!». Творческое рисование при помощи ладошки Дошкольный возраст-яркая и неповторимая страничка в жизни каждого человека. Ведь именно в этот период устанавливается связь малыша с миром.

Аппликация из бумаги «Врач «Скорой помощи»Аппликация из бумаги «Врач «Скорой помощи» Если заглянуть в календарь, какого только дня не найдёшь: такое многообразие. Сегодня особенный день, который является чуть ли не самым.

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи «Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная.

Как рассказать ребенку о Пасхе?Как рассказать ребенку о Пасхе? Знакомство детей дошкольного возраста с празднованием "Пасхи" Работа подготовительной группы "Пасхальное дерево" Внутри пасхального яйца.

Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Конспект занятия по рисованию при помощи штампиков «Украшаем коврики»Конспект занятия по рисованию при помощи штампиков «Украшаем коврики» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на тему: «Украшаем коврики» Цель: Научить детей рисовать красками при помощи штампиков, используя.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии»Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии» Аутизм - довольно распространённая в наше время психологическая дисфункция. Дословно - " Уход в себя". Развитие аутизма в раннем возрасте.

Мастер-класс рисование при помощи шаблона «Ландыш»Мастер-класс рисование при помощи шаблона «Ландыш» Весна не стоит на месте. Она стремительно меняет всё вокруг, каждый день радея нас новыми подарками. Не успели отцвести подснежники, как.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация помощи аутичному ребенку при нарушениях речи
Опубликовано: 30 апреля 2021 в 23:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД