Елена Вячеславовна Васильева
Организация предметно-пространственной среды способствующей развитию эмоционального интеллекта в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды способствующей развитию эмоционального интеллекта в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
17 апреля 2014 г.
Принципы построения развивающей предметно- пространственной среды (по В. А. Петровскому) :
дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию ( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Концепция эмоционального интеллекта активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии. Анализ концептуальных подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта даёт нам основание сделать вывод о том, что особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих.
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста вызывает существенные трудности у педагогов и психологов. В настоящее время отсутствует теоретико-методологическое обоснование и технология психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у дошкольников. Поэтому в данной статье мы делаем попытку ответить на эту актуальность, раскрывая теоретическую и практическую значимость данного вопроса, даем подробную характеристику модели психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в период дошкольного детства.
Под эмоциональным интеллектом старшего дошкольника мы понимаем интегративную способность личности, проявляющуюся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. Структура эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат эмоционального интеллекта, и ориентирует детей в ценности всего, с чем они непосредственно контактируют. Когнитивный компонент эмоционального интеллекта включает в себя оценку посредством понятий и суждений, он корректирует эмоциональные переживания детей, делая их более соразмерными ценности переживаемых объектов. Поведенческий компонент проявляется через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение эмоций детьми.
Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития.
половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Концепция эмоционального интеллекта активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии. Анализ концептуальных подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта даёт нам основание сделать вывод о том, что особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих.
Под эмоциональным интеллектом старшего дошкольника мы понимаем интегративную способность личности, проявляющуюся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. Структура эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат эмоционального интеллекта, и ориентирует детей в ценности всего, с чем они непосредственно контактируют. Когнитивный компонент эмоционального интеллекта включает в себя оценку посредством понятий и суждений, он корректирует эмоциональные переживания детей, делая их более соразмерными ценности переживаемых объектов. Поведенческий компонент проявляется через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение эмоций детьми.