Светлана Серафимова
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С. Г. Серафимова
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
МАДОУ детского сада комбинированного вида №10 «Улыбка» г. Зарайска
Аннотация
В публикации рассмотрена технология создания и совершенствования коррекционно - развивающей среды кабинета учителя-логопеда в дошкольном учреждении, представлены авторские идеи и разработки оформления зон рабочего кабинета.
Данный материал будет интересен учителям-логопедам, дефектологам,
Публикация «Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
воспитателям коррекционных групп.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.
Понятие предметно-развивающей среды
Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др.
По определению Л. С Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Принципы создания коррекционно-развивающей среды
При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды : использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Основные зоны кабинета учителя-логопеда
Многие коллеги согласятся, что большинство логопедических кабинетов в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д.). В нашем случае было то же самое, поэтому при планировании коррекционной среды приходилось учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. Всё было сделано своими руками, а идеи оформления брали из разных источников: интернета, журналов, книг.
Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедических кабинетов (а их в нашем учреждении два, исходя из принципов зональности и целесообразности.
• Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете был изготовлен настенный «город звуков и букв» - игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв.
• Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.
В этой зоне мы разместили настенное коррекционно-игровое панно «Волшебный куст». "Вырос" волшебный куст на стене, рядом с зеркалом. Сделан из плитки, обтянутой тканью. Для отделки использовались разные материалы: крупные бусины, крышки от упаковки для бахил, пуговицы, колючая часть ленты-"липучки", фетровая ткань, "вертушки" от детских пистолетов. Игровое панно многофункционально.
С его помощью учитель-логопед может :
1. Автоматизировать и закреплять правильное произношение поставленных звуков (Передвигаем бусинки и проговариваем звуки, слоги, слова. "Шагаем" пальцами по разным дорожкам и автоматизируем звук. Закрепляем или собираем "иголки"-прищепки у ёжика с правильным проговариванием речевого материала)
2. Формировать навыки правильного речевого дыхания с помощью волшебных цветов-вертушек.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие с помощью массажа пальчиков (колючие дорожки из "липучки"-следы ёжика) .
4. Работать над просодической стороной речи. ("Шагаем" и проговариваем тихо-громко, грубо и ласково, медведь и мышка по крупным и мелким пуговичкам).
По зеркалу "ползёт" весёлая гусеничка, которая в карманчиках приносит детям разные задания. Во втором кабинете логопеда дети отправляются в увлекательное путешествие со Смешариками. Оформление зеркала в виде домиков уже надоело, поэтому у нас по морям и волнам (из сетки-упаковки для цветов) поплыл корабль с капитаном Карычем на борту. На парусах в пластиковых кармашках – схемы согласных звуков и звуковые модели гласных. На флажках - артикуляционная гимнастика со Смешариками.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, сиди- дисками; обучающими программами, компьютером.
• Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.
Такие зоны также предусмотрены в обоих кабинетах : в кабинете «Смешарики» всезнающая Нюша даёт советы и рекомендации родителям, а в «Городе» в углу (где чаще всего ждут родители) растёт "Дуб мудрости" с полезными советами, буклетами и памятками, визитками специалистов и другой нужной информацией.
В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Заключение
За последние три года результативность нашей коррекционной работы выросла и составила более 80%. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Формирование слоговой структуры слов. Пополнение активного и пассивного словаря. Формирование навыков звукового анализа и синтез. Развитие общей и мелкой моторики. Работа над речевым дыханием. Развитие психологической базы речи. Активное сотрудничество с родителями.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
2. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.
3. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
4. Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.
5. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. – С. 38-42.
6. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.
8. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.
9. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. - № 3.