Алексеева Ольга Викторовна
Организация прогулки в зимний период в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация прогулки в зимний период в ДОУ
Прогулка в ДОУ – это педагогически организованная форма активного отдыха на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно.
Публикация «Организация прогулки в зимний период в ДОУ» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Правильная организация и проведение прогулки - являются залогом привития детям здорового образа жизни.
Требования к подготовке и организации прогулки
Требования к подготовке и организации прогулки содержатся в таких документах, как: СП 3.1/2.4.3598-20, СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.7 1.1.1286-03, Положение ДОУ «Об организации и проведении прогулок», Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении прогулок, Инструкции по безопасности снежных конструкций на зимних прогулках и иных локальных актах учреждения.
В документе СанПиН 2.4.1.3049-13, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать (п. 11.5). Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой (п. 11.6.).
Заметим, что в СанПиН не идет речь о полной отмене прогулки в зависимости от погодных условий, решение об отмене прогулки или сокращении времени принимает руководство ДОУ, однако в ранее изданном СанПиН 2.4.1.1249-03 ограничения были: прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы) (п. 2.12.2).
С 30 июня 2020 года, введены санитарно-эпидемиологические правила, в которых прописано строгое ограничение:
В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек (п. 3.1. СП 3.1/2.4.3598-20).
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребёнка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) и физкультурную площадку (одну или несколько) (п. 3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. В зимнее время очистка территории (подходы к зданию, пути движения, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) от снега проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается (п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049-13).
В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви (п. 4.13 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки (Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении прогулок).
Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся определенных требований (Инструкция по безопасности снежных конструкций на зимних прогулках) см. приложение
Одежда должна соответствовать сезону и погоде. Выбор зимней одежды в соответствии с погодными условиями (СанПиН 2.4.7 1.1.1286-03).
Планирование прогулки
Программой воспитания в детском саду в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок. Прогулку организуют: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных показателей соответствующих возрасту детей:
1 младшие группы до -15 -17 С тихо – не менее 1 часа, от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;
2 младшие группы до -20-22 С тихо – не менее 1 часа, от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;
Средние группы до -25 С тихо – не менее 1 часа, от -20 С ветер до 7 м/с до- 24С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин;
Старшие, подготовительные группы до -30 С тихо – не менее 1 часа, от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин.
Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. А начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке ещё летом – с перспективного плана. Затем смотрим календарный план воспитательно-образовательной работы.
Прогулка состоит из следующих частей:
1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Игровая деятельность (подвижные игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей.
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
• предшествующей деятельности детей (например, после организации образовательной деятельности физическая культура и музыка целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после организации образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и коммуникация — подвижные игры).
• от погодных условий (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей, в сырую, дождливую погоду, следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства).
• от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т. д.)
• от познавательных интересов детей.
Наблюдения (воспитателям указывается в планах объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):
• наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);
• наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);
• наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т. д.).
Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп, с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. Применение разных способов организации дошкольников;
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. Активизацию детской самостоятельности;
7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. Подготовка консультаций следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребёнка при разных температурных режимах», «Как одеть ребёнка, чтобы он не замёрз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». В рубрике «Советуем прочитать» подбираем художественную литературу на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т. д.
Организация прогулки
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
• воспитатель выводит в помещение для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
• младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в помещение для одевания;
• в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;
• воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
• детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Прогулка
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.
В старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений:
• Живая природа (растения, животные)
• Неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы: снег, гололёд, ветер и др., труд взрослых)
Виды наблюдения:
• Кратковременные - организуются для формирования представления о свойствах и качествах предмета или явления.
• Длительные - организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
• устанавливаются факты;
• формируются связи между частями объекта;
• идет накопление представлений у детей;
• проводятся сопоставления;
• делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Дидактические задания и упражнения на прогулке - являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки.
Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.
Основные движения и подвижные игры
Младший возраст - 6-10 минут
Старший возраст – 10-15 минут
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Младший возраст - рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя)
Старший возраст - проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Не все подвижные игры пригодны для проведения в зимних условиях. Необходимо подбирать игры, учитывая специфические особенности зимнего времени. Детям нравиться метание снежками вдаль в снежные постройки, прокатывание шаров через снежный туннель, катание на санках в игре «поезд», игра «Кто скорее загонит ледяной шарик в снежную лунку?». Подвижные игры зимой должны строится на доступных детям движениях. Наиболее простыми из них в зимних условиях являются бег, ходьба, подпрыгивание на двух ногах на месте, перепрыгивание через незначительные препятствия, бросание снежков вдаль, метание в цель, перешагивание, перелезание. Эти движения хороши тем, что они вовлекают в действие весь организм ребёнка и тем самым согревают детей.
Наиболее целесообразными являются игры, в которых правила обязывают всех детей быть активными, подвижными. В таких играх, как «Мы весёлые ребята», «Два Мороза», «Зайцы и волк», нельзя отойти в сторону и не бегать - это будет нарушением правил игры.
Игры с пением не проводятся в зимнее время, т. к. дети могут простудить горло. Спокойные подвижные игры, в которых имеются короткие тексты, можно использовать в более мягкие зимние дни.
Не рекомендуется включать в зимнюю прогулку игры с лазаньем по шведской лестнице, чтобы избежать травм. Одежда детей стесняет движения, рейки лестницы могут быть обледенелыми, скользкими.
Маленькие дети 3-4 лет требуют особенно внимательного подхода. Дети в этом возрасте ещё не могут регулировать свои движения, они быстрее зябнут, чем старшие дошкольники. Поэтому игры и упражнения приходится подбирать для них с особенным вниманием и осторожностью. Чтобы дети не озябли и не устали.
Подвижные игры зимой на прогулке надо организовать так, чтобы дети не стояли долго на одном месте в ожидании своей очереди. Поэтому группы детей в играх типа эстафета сократить до 5 человек, а такие игры, где большинство человек стоит, а бегает только двое зимой в холодную погоду давать не стоит. Лучше всего в зимнюю погоду проводить игры типа перебежек.
Кроме подвижных игр с правилами, надо шире проводить игры-упражнения в отдельных видах движений (кроме прыжков и лазанья) с использованием снега и льда.
Трудовые поручения.
Формы организации труда:
• Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада
• Коллективный труд - дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
• Самостоятельная игровая деятельность. Для ее организации необходимо создать условия, атрибуты, выносной материал (лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки, ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом).
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Очень важно следить за правильным дыханием во время занятий. Чрезмерное усердие может привести к переохлаждению верхних дыхательных путей и, естественно, к заболеванию. Необходимо дышать через нос. При дыхании через рот воздух не очищается, не увлажняется, не обеззараживается и не утепляется. В результате возникают благоприятные условия для образования острых воспалительных процессов в глотке, гортани, трахее, бронхах и легких.
Во время прогулки на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее слойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Зимняя обувь должна быть по размеру ноги ребенка. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.
Важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой.
Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные и шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, рекомендуется несколько облегчить одежду, а детям, часто болеющим, плохо переносящим холод ("зябким", в более теплой одежде.
Возвращение с прогулки
• младший воспитатель уводит первую подгруппу детей с участка. Дети второй подгруппы продолжают гулять ещё в течение 10-15 минут с воспитателем.
• младший воспитатель помогает детям снять одежду, аккуратно сложить её в шкафчик (при необходимости развешивает для просушивания). Раздевшись, дети спокойно идут в группу, проводят гигиенические процедуры и играют.
• воспитатель возвращается с прогулки со второй подгруппой детей, помогает им раздеться, сложить и просушить вещи, организует проведение гигиенических процедур.