Татьяна Лымаренко
Организация ППРС подготовительной группы для развития дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Какой должна быть развивающая среда, чтобы детям хотелось приходить в детский сад, находиться в группе? Ребёнку должно было комфортно, интересно, ново!
Представленная модель ППРС рассмотрена на примере разновозрастной подготовительной группы детского сада, работающего по разработанной программе на основе программы «От рождения до школы». Пространство группы разделено на центры, в построении среды мы старались так организовать пространство и добиться разнообразия материалов, чтобы они обеспечивали игровую, двигательную, познавательно- исследовательскую и творческую активность воспитанников, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно- пространственным окружением, возможность самовыражения.
Публикация «Организация ППРС подготовительной группы для развития дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2021
В контексте развития дидактической игры ППРС служит для развития умений:
организационных,
игровых,
рефлексивных.
Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ, которым соответствуют этапы педагогического сопровождения дидактической игры.
Подготовка- соответственно, подготовительный и начальный этапы развития игровой деятельности.
Цель подготовительного этапа: обогатить знания детей по теме игры с помощью чтения литературы, экскурсий, рассматривания альбомов, рисования, встреч с интересными людьми, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки с помощью таких средств, как стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации, альбомы, видео.
Для достижения целей на этом этапе в группе находится коллекция тематических альбомов, картотеки, подборки аудио и видеоматериалов.
Проведение игры- знакомство на начальном этапе и выявление знаний по теме игры, далее следует этап обучения игре и этап самостоятельной игровой деятельности.
На этапе творческого развития игры происходит развитие творческой активности детей. На этом этапе необходимы материалы для изготовления средств дополнительного поощрения (фишек, жетонов, материалы для изготовления дополнительных карточек). Все эти материалы находятся в центре художественного творчества.
Предметно- пространственная развивающая среда строится с учётом использования каждого её компонента на различных этапах развития дидактической игры.
Область «Социально- коммуникативное развитие» представлена центрами социально- эмоционального развития, центром безопасности, центром патриотического воспитания, центром игры.
Здесь находятся настольно- печатные игры «Собери картинку- настроение», «Четвёртый лишний», различные сюжетные и предметные карточки, альбомы, служащие для расширения, конкретизации знаний на подготовительном и обучающем этапах таких дидактических игр, как «Моя семья», игры- эстафеты «Как правильно себя вести», «Правила поведения».
Центр патриотического воспитания представлен наборами карточек, дидактическими играми «Ремёсла на Руси», «Наша армия», наборами карточек с изображением флагов разных стран, которые могут служить материалом для дидактических игр «Четвёртый лишний», «Найди флаг нашей страны», «Мемо; флаги» и других.
Центр безопасности представлен набором игр- эстафет, лото «Правила дорожного движения, «Дорожные знаки», «Как правильно вести себя в чрезвычайной ситуации» и другими, наборами карточек.
Центр игры, являющийся, прежде всего, полем для развития сюжетно- ролевых игр, представлен настольно- печатными играми «Лото для девочек», «Приготовь блюдо», наборами карточек. В центре игры, как и в остальных, видна взаимосвязь различных видов детской игры.
Область «Речевое развитие» представлена центром речевого развития, или игротекой, центром книги (библиотекой).
Центр речевого развития или игротека наполнен дидактическими играми на формирование словаря, умение группировать и классифицировать предметы, учитывая совокупность признаков, развитие звуковой культуры речи, картотекой словесных игр, настольно- печатными играми «Угадай, кто ты?», «Моя первая викторина» и другими, различными предметными карточками, из которых легко можно составить игры «Цепочка слов», «Четвёртый лишний», «Отвечай быстро», «Составь слово». В центре имеется широкий выбор лото и домино, представлены множество тематических альбомов.
Центр книги-это и художественные тематические произведения, обновляющиеся в зависимости от сезона и темы недели, и различные иллюстрированные энциклопедии, служащие для закрепления, конкретизации знаний по теме игры на первых этапах, а так же расширении знаний на самостоятельном и творческом этапах игры. Здесь представлен набор «Наши любимые сказки», служащий для закрепления знаний и развития зрительной памяти, «Колобок», игра, не только позволяющая трансформировать сюжет известной сказки, расширяя словарный запас, но и развивать память, внимание, логическое мышление.
Область «Познавательное развитие» представлена центром познания, или учебным центром, игротекой, в котором найдутся такие настольно- печатные игры, как «Мои первые часы», «Время», «Тактильное лото», «Мозаика с заданиями», а также другие. Кроме этого, здесь находятся наборы «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» с альбомами с заданиями.
Центр экспериментирования, или лаборатория располагает различными альбомами по темам, которые будут полезны на первых этапах развития дидактической игры, а также самостоятельными дидактическими играми. «Домашние любимцы: кто что ест», «Страны и континенты», «Зоологическое лото», «Кто где живёт», «Чистый город», «Космос», «Времена года» и другие.
Область «Художественно- эстетическое развитие» представлена центром музыки, центром театра и центром художественного творчества.
В центре музыки и театра находятся карточки, лото, наборы шумовых инструментов для создания дидактической игры «Найди два бочонка с одинаковым звуком», «Четвёртый лишний», «Собери маску».
В центре художественного творчества, кроме дидактических игр «Цвета и формы», «Цветное домино», лото «Народные промыслы» и других находятся различные материалы, служащие для создания фишек, жетончиков, новых карточек и игровых полей на творческом этапе развития дидактической игры.
Область «Физическое развитие» представлена как традиционными наборами для развития физических способностей детей, так и нетрадиционными пособиями, разработанными педагогами. Благодаря широкому выбору материалов можно проводить такие дидактические игры, как «Пройди по кружочкам только такого цвета», «Попади только в большие кольца» и другие, развивающие сенсорные способности детей, укрепляющие мелкую мускулатуру рук.
В нашей группе находится целая коллекция иллюстрированных альбомов по самым разным темам. У альбомов удобный формат и привлекательные яркие иллюстрации, но это не замена энциклопедиям, а, скорее, дополнение.
В подборке есть альбомы на многие лексические темы: "Одежда и обувь", "Овощи- фрукты", "Птицы", "Животные", "Растения".
Кроме этого, в нашей коллекции такие альбомы, как "Мы рисуем" со схемами, образцами рисования, иллюстрациями разных видов народных промыслов, "Эксперименты для "почемучек" с коллекцией иллюстрированных опытов, "Наша страна- Россия", "Наш дом- посёлок Сокол", "Безопасность", ""Дом и детский сад". Подборка материалов в формате альбомов по художественной литературе: "Сказки Пушкина", "Мой любимый герой из произведений С. Маршака", "Детские писатели", "Иллюстрации к произведениям Е. Чарушина", "Иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова".
Альбомы "Наша страна- Россия", "История и архитектура", "Города", «Наш дом- посёлок Сокол» знакомят детей с нашей страной и с малой родиной.
В альбомы помещаются творческие работы участников разнообразных тематических выставок, фото из семейных архивов.
Практически все альбомы делались с привлечением детей. На одном развороте находится яркое фото и рядом раскраска, сделанная руками ребёнка. Такой подход позволяет персонализировать материал, добавляет ценности в глазах детей. У нас есть альбомы, в создании которых использованы рисунки старших братьев и сестёр детей, посещающих сейчас нашу группу
Тематические альбомы служат в предметно- пространственной развивающей среде группы визуальным средством для развития детей, объединяющим и гармонизирующим, творческим и ценным материалом.
Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в ППРС группы детского сада, огромно разнообразие тем и материалов, используемых в такой работе.
Коллекция открыток, переехавшая частично в группу детского сада, из семейного архива, собиралась ещё в моём детстве. Я бережно сохранила все почтовые карточки, доставшиеся мне от мамы и бабушки, других родственников.
Изучая открытки, можно изучать историю страны. Это культурное наследие, дающее представление о праздниках, традициях страны и отдельной семьи.
1 мая, ныне День весны и труда, и Новый год, День защитника Отечества и 8 марта,7 ноября и день рождения пионерской организации: какие- то из праздников понятны современным детям, а некоторые и у школьников вызовут недоумение, но это наша история, которую необходимо знать и сохранять.
И даже открытки из мини- музея могут служить своеобразными карточками для игр «Выбери все открытки с зимними (весенними) праздниками», «Четвёртый лишний» и другие.
Любой представленный материал в центрах группы может служить полноценной дидактической игрой с участниками, ведущим и победителем, а могут перейти в статус дидактического упражнения, лишившись соревновательного эффекта, но сохранив образовательные цели и задачи.
Главное- не утрачивать самому педагогу жажду обновления, поиска нового, нахождения в предметно- пространственной развивающей среде группы места для традиционных и, кроме этого, необычных пособий, материалов и предметов. И тогда место, где дети находятся с раннего утра и до вечера, место для игр, учёбы и творчества педагога непременно будет уникальной средой, а все игры- увлекательными и яркими!