Ирина Шалимова
Организация психологических уголков в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психологических уголков в группах детского сада. (слайд 1).
Актуальность темы. (слайд 2) Уголок психологической разгрузки - это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нём ребёнок ощущает комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка.
Публикация «Организация психологических уголков в группах детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Цели и задачи. (слайд 3)Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
Обучение детей бесконфликтному общению;
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
Обучение навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. Таким образом, исходя из целей критериями оценки стали… (слайд 4)
Критерии оценки психологических уголков.
Эстетичность; Доступность;
Наличие символики, отражающей тематику уголка;
Наличие материалов для психологической разгрузки и саморегуляции воспитанников;
Наличие материалов для обучения дошкольников способам выражения гнева и агрессии в приемлемой форме;
Наличие материалов для обучения детей бесконфликтному общению и сотрудничеству;
Наличие материалов для повышения самооценки для тревожных и неуверенных в себе детей;
(слайд 5)
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом организации психологических уголков в группах нашего сада.
Так для повышения самооценки наших воспитанников, а также развития самоконтроля поведения мы используем «Копилку добрых дел», куда дети складывают «зёрна добра», полученные от воспитателя за доброе дело, за хорошие поступки. В конце недели мы подводим итоги - вспоминаем все хорошие дела.
Для более старших детей (например, для наших подготовишек) мы выбрали и такую форму поощрения и повышения самооценки как «Мини-пьедестал» и медали.
(слайд 6) Чтобы дети могли раскрепоститься, справиться с внутренним зажимом, преодолеть скованность и стеснительность, помогут «Волшебные плащи», для мальчиков и девочек, надев которые дети «превращаются» в фей или рыцарей или волшебников. К этому образу добавляется «волшебная шляпа» и «волшебная палочка».
(слайд 7) Очень актуальны для агрессивных детей в наших психологических уголках груши для битья, поролоновые подушки. Когда ребёнок дерётся, мы объясняем ему, что бить детей это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу или подушку очень даже можно. Ту же функцию несёт и «коврик злости» (если ребёнок злится, нужно потоптать по коврику, и злость пройдёт). Также помогает выразить свой гнев «Стаканчик для крика». Если ребёнок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик, и ему станет легче.
Для снятия эмоционального напряжения можно использовать «Мишень злости» и мешочки с крупой для метания, а также листы бумаги для разрывания. Это помогает научиться выражать такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме.
(слайд 8) Для примирения поссорившихся детей мы используем «Коробочки дружбы», кукол Мирилок, «Майки-подружайки». Поссорившиеся дети произносят при этом разные стихи-мирилки.
(слайд 9) Накопившейся стресс нашим детям помогают снять «антистрессики»- игрушки или маленькие подушечки разных форм с гранулами или крупами.
Есть у нас и «мешочки настроений». Если у ребёнка страхи, плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «весёлого» мешочка «взять» хорошее настроение, радость и любовь. Поделиться хорошим настроением можно игрушкой-смайликом или «солнышком».
(слайд 10) В «Уголке уединения» дети отдыхают, играют, могут побыть наедине, посмотреть семейный альбом, книжку, поиграть любимой игрушкой. Для создания и сохранения позитивной установки используем «Сухой дождь».
(слайд 11) «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нём не более 5 минут, ребёнок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушку мы не отнимаем, а ждём, когда другой ребёнок положит её на место после того как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей.
(слайд 12) Для владения приёмами саморегуляции мы используем цветные клубки пряжи, морские ракушки, различные виды покрытий, песок, вода, камни, цветы, свечи-фонарики, аудиозаписи различных шумов, звуков природы, музыку для отдыха и релаксации. Например, разматывание и сматывание пряжи помогает детям регулировать своё состояние; рассматривая морские ракушки, ребёнок отвлекается от своих проблем, успокаивается и начинает думать о чём-то приятном, разные покрытия, песок, фонарики, музыка и др. звуки служат стимулами для развития тактильного, зрительного, слухового анализаторов. (слайд 13)
Благоприятному массажному эффекту, способствующему улучшению психофизического состояния, снятию напряжения и усталости, укреплению мышечной системы, улучшению координации движений служит сухой мини-бассейн. Подобным эффектом обладают и массажные мячики -«ёжики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такой игровой массаж помогает ребёнку снять мышечное напряжение и успокоиться.
Для развития сенсорики мы используем и «Шкатулку секретов», в ней находятся разные приятные по осязательным ощущениям предметы.
(слайд 14)Развитию сенсорики способствуют также различные игры, которые улучшают мелкую моторику, снимают напряжение, и просто поднимают настроение: это игры с резиночками, с пуговицами, наматывание ленточек, и т. п. Они представлены на этом слайде.
(слайд 15) Для развития выразительности эмоций мы предлагаем детям «Кубики настроений», а также маски, изображающие разные эмоции. Игры с ними помогают детям регулировать своё эмоциональное состояние. Эмоциональное благополучие детей в детском саду обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении цели и в конечном итоге определяет эмоциональный комфорт ребенка.
(слайд 16) Спасибо за внимание!