Лучший педагог года

Организация работы по обучению чтению детей с ОНР

Вихрова Светлана
Организация работы по обучению чтению детей с ОНР

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство.

Публикация «Организация работы по обучению чтению детей с ОНР» размещена в разделах

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи и обучение чтению и письму.

Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с ОНР является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.

Обучение грамоте рассчитано на два года: в старшей и подготовительной к школе группах.

Обучение грамоте осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

Первый этап–это овладение звукобуквенными обозначениями. На данном этапе идет решение следующих задач:

•Формирование фонематического слуха;

•Формирование фонематического восприятия;

•Формирование звукового анализа;

•Формирование зрительного анализа букв;

•Формирование пространственных представлений;

•Развитие психических процессов.

Ведущее место в комплексном подходе в коррекции формирования чтения у детей с ОНР отводится формированию фонематического восприятия путем длительных специальных упражнений:

•Упражнения на узнавание неречевых звуков;

•Различение одинаковых звуков по высоте, силе, тембру;

•Различение слов близких по звуковому составу;

•Упражнение на дифференциацию слогов;

•Упражнение на дифференциацию фонем.

Эти упражнения на начальном этапе проводились на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Затем включали как часть фронтальных занятий.

Фонематический анализ является более сложной функцией и

формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Во всех видах работ, наши дети испытывали большие затруднения: при определении последовательности звуков в слове; их количества и места

. Успешно решить эту задачу помогает система упражнений:

•Выделение звука из слова с помощью утрированного проговаривания;

•Определение линейной последовательности звуков в слове;

•Вычленение звука на основе описания его артикуляции;

•Самостоятельное придумывание слов, подбор картинок с заданным звуком.

•Введение схем звукового анализа.

•Анализ обратных слогов (АП)

•Анализ прямых слогов (ПА)

•Анализ односложных слогов и другие виды заданий.

При проведении данных упражнений используются вспомогательные средства: хлопки, фишки, полоски, поднятие руки, опора на наглядность. Все это развивает у детей сознательное отношение к формированию звукового анализа. Для детей работа со звуковой материей очень сложна и не следует

Стремиться его сократить – ведь от этого зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

После ознакомления детей со звуковым анализом ставится задача запоминания зрительного образа буквы. Для детей буква сложна по своему графическому составу, состоящих из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве.

При знакомстве детей с буквами придерживалась следующих правил: • Произносить не «официальное» алфавитное название букв, а тот звук, который эта буква обозначает («М»)

•Даем детям только печатные образцы букв.

•Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи, самые простые по написанию правильно произносимые детьми.

•Знакомим с заглавной буквой, строчной. Даем понятие: «Звуки мы

слышим, а буквы мы видим»

Знакомство с буквой проходит через следующие игры и упражнения:

Обследование буквы: зрительно, тактильно;

• Выкладывание: палочки, шнурки, обрезки проволоки

, пластилин и т. д.

• Зарисовка: раскрашивание, рисование в воздухе, обводка и т. д.

•Знакомство с разрезной азбукой, игры с кубиками и т. д.

Процесс усвоения оптического образа осуществляется при достаточном развитии пространственных представлений:

•Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых, левых частей тела;

•Ориентировка в окружающем пространстве;

•Игры на нахождение букв, среди графически сходных; на определение букв, находящихся в неправильном положении; на нанизывании букв, наложенных друг на друга; конструирование букв.

Современная методика обучения чтению предусматривает с самого начала послоговое чтение. После зрительного узнавания букв, слога, дети прочитывают этот слог слитно и целиком. Трудность этого этапа в том, что дети еще не умеют забегать глазами вперед, не обращают внимания

на ту букву, которая стоит за ней. Координации и «разминке» губ и глаз поможет пособие «Звуковая дорожка». В начале дети поют слоги, затем читают слог короче и сразу задаем вопрос: «А какое слово начинается на «МА». Темп чтения на этом этапе довольно медленный. Детям легче даётся чтение обратных слогов, испытывают трудности при чтении прямых слогов и слогов со стечением согласных.

Ступень становления целостных приемов восприятия является

Переходным к чтению целых слов. На этом этапе простые и знакомые слова читаются слитно, слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам.

На этом этапе значительную роль играет смысловая догадка. Опираясь

на смысл ранее прочитанного и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, дети часто заменяют, выдумывают слова, опускают окончания.

В результате угадывания появляется большое количество ошибок –аграмматизм в процессе чтения. Работа по коррекции этих нарушений ведется в следующих направлениях:

Работа над морфологической системой языка (словоизменением, словообразованием).

•Формирование структуры предложения.

Следующий этап – это этап синтетического чтения. Эта ступень

характеризуется целостными приемами чтения : словами, группами слов. Техническая сторона чтения теперь уже не затрудняет детей. Главная задача этого этапа – осмысление читаемого. При анализе процесса понимания читаемого текста необходимо обращать внимание на понимание фактического содержания и смысла. Для этого проводятся следующие задания:

•Прочитать слово и показать картинку;

•Прочитать слово, предложение и ответить на вопрос или выполнять действие;

•Дополнить предложение недостающим словом;

•Повторить прочитанное предложение;

•Разложить серию сюжетных картин в соответствии с прочитанным текстом;

•Пересказ прочитанного текста;

•Придумать начало, конец прочитанного текста;

Работа над деформированным текстом;

•Знакомим детей со знаками препинания.

Обучение чтению в логопедической группе отличается от обучения

чтению в массовых группах детского сада; здесь можно выделить следующие особенности:

Обучение буквам идет только на правильно произносимых звуках;

•Время обучения растянуто;

•Взаимосвязь с разделами речи, устранение их проблем;

•Тесная взаимосвязь с родителями;

•Взаимосвязь логопеда с педагогами группы;

•Текст не должен превышать 20 слов, должен быть доступен детям по содержанию, смыслу, ритмичности;

•Трудных слов в тексте не должно быть больше трех;

•В тексте в равной степени должны быть все части речи, все виды

слияния слогов.

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности

Таким образом, фронтальные логопедические занятия по обучению грамоте, в ходе которых использовались дидактические игры и упражнения, создание различных игровых приемов у детей с ОНР вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала, у детей были сформированы необходимые условия, определяющие их готовность к школьному обучению : фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторные навыки, элементарные навыки письма и чтения и всё этоявлялось эффективным средством подготовки детей с ОНР к школе.

Список литературы.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М. : ДРОФА, 2009. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005 Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб. : СОЮЗ, 2004. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Р. Е. Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М. : АРКТИ, 2005. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2003.

Публикации по теме:

Формы работы по приобщению детей к чтению Самый простой способ приобщения ребенка к книге – это чтение вслух, беседы о прочитанном, самостоятельное рассматривание книг. Традиционным.

Конспект занятия по подготовке к обучению чтению детей подготовительной группы «Дикие животные» Цель: воспитывать у детей интерес к осознанному чтению,формировать готовность к усвоению грамоты. Задачи: обучать навыкам.

Конспект занятия по обучению чтению «Звук [Ш] и буква «Ш» Цель: создать условия для обучение навыкам осознанного чтения. Тип занятия: комбинированное. Вид занятия: игровая деятельность. Задачи:.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» в подготовительной группе Взаимодействие с родителями воспитанников является одним из актуальных и приоритетных направлений в моей работе. Вырастить здорового ребенка.

Организация работы в период летнего отдыха детей дошкольного возраста Организация работы в ДОУ «Ах, лето!» Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического.

План индивидуальной логопедической коррекционной работы для детей с ОНР Ф. И. ребенка___ Логопедическое заключение: ОНР III уровня.

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений. Нейропсихологический аспект..

Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. Слайд 2. За последние годы наблюдается.

Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна.

Занятие по обучению чтению Согласные звуки [П], [П’]. Буквы П, п в подготовительной группеЗанятие по обучению чтению Согласные звуки [П], [П’]. Буквы П, п в подготовительной группе Занятие в рамках дополнительного образования по обучению чтению в подготовительной группе Тема: Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по обучению чтению детей с ОНР
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 21:18
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД