Приложение МААМ

Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Елена Архипова
Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст- это время энергичного развития речи и, в частности, её звуковой стороны. В практике воспитания долго существовало мнение, согласно которому звуковая сторона речи ребенка развивается якобы самостоятельно без специального воздействия взрослых, а несовершенство произношения детей- это будто бы возрастная закономерность, которая постепенно изживается сама собой.

Публикация «Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах

В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка, ведет к косноязычию, которое может превратиться в привычку. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, основной формой которого, как показали исследователи (А. П. Усова, М. Е. Хватцев, М. М. Алексеева, являются фронтальные занятия с детьми. В коллективе воспатание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает стойкие результаты.

В формировании правильного произношения решающую роль играет своевременно начатое обучение. По мнению Л. С. Выготского, слишком ранние или слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития речи детей вредными и неблагоприятно отражаются на их умственном развитии. Наибольший эффект в воспитании звуковой стороны речи дает обучение, начатое на ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность обучения. М. М. Алексеева доказала, что обучение, начатое в 3 года, способствует тому, что к четырем годам 56%, а к пяти годам- 100% детей полностью овладевают правильным произношением звуков. При обучении же, начатом в четыре года, к пяти годам усваивают правильное произношение звуков лишь 85,7 % детей. Формирование правильного произношения на более поздних этапах идет более медленными темпами и не приводит к желаемым результатам.

Фронтальные занятия следует проводить 1-2 раза в месяц, отдельные упражнения могут включаться и в другие занятия. Проведение занятий в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младших группах занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание ("Угадай, кто как кричит"); рассказов- драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей. Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр., с которым детей знакомят заранее, так как повышенный к ним интерес вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используют образец педагога, игровые приемы. На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как дети еще не умеют слушать друг друга. Игры с элементами движения и звукоподражанием следует использовать только тогда, когда дошкольники овладеют двигательными навыками, поскольку подобные игры не способствуют сосредоточению внимания ребенкана звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его.

В средней группе при обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых приемов уже недостаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука. Это вырабатывает привычку не только слушать, но и внимательно смотреть на педагога, а затем следовать образцу. На занятиях в этой группе уже можно ставить учебную задачу (научить произносить тот или иной звук). Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний педагога. Этому же способствует мотивация учебной деятельности (для чего нужно учиться произносить звук). Отработка звуков родного языка предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата; уточнение произношения изолированного звука (в слогах); выработка умения выделять этот звук в слове, отличать его от других, закрепление звука в слове; закрепление правильного произношения звука во фразовой речи. Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи. Осуществляя подготовку органов артикуляционного аппарата, воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движения, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи : воспитанием четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного речевого выдоха, развитием громкости голоса. Работая над уточнением произнесения изолированного звука и развитием речевого слуха, воспитатель используетигры или игровые упражнения. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Также используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, формированию умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Формируя умение выделять нужный звук в слове, отличать его от других, педагог использует различный игровой материал (в основном дидактические игры, способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем - не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам. Для закрепления правильного произношения звука во фразовой речи и развития речевого слуха воспитатель применяет специально подобранный речевой материал (словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки). Он следит за правильным употреблением данного звука.

Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения использовать умеренный темп и интонационную выразительность речи.

В старших группах основой занятий является установка на звук, которая обеспечивается использованием спецефических приемов обучения. Наиболее эффективный прием- показ артикуляции звука, сопровождаемый объяснением положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звука изолированно и в сочетании его с другими звуками. Формирование звуковой культуры речи связано с работой по дифференциации звуков и предусматривает три вида работы : дифференциацию изолированных звуков, дифференциацию звуков в словах и дифференциацию звуков фразовой речи. При дефференциации изолированных звуков воспитатель осуществляет работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам. При этом он использует картины- образы, т. е. условно соотносит звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков. Работая над дифференциацией звуков в словах, воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей различать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затеи - слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом- слова, включающие оба дифференцируемые звука. Эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения. При дифференциации звуков в речи воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками. Одновременно отрабатывается дикция, умение правильно пользоваться голосом, произносить слова с учетом литературных норм произношения. Такое построение занятий позволяет использовать различные приемы обучения, чередовать деятельность детей, создает условия для многократного повторения однотипного речевого материала при разнообразии приемов обучения.

Таким образом, обучение правильному произношению предусматривает взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий с работой, проводимой вне занятий (подвижные игры с текстом, игры- забавы на дыхание, хороводы, игры- драматизации и т. д.). Эта взаимосвязь состоит в том, что на всех этапах обучения, как правило, решаются одни и те же программные задачи. Внимание детей постоянно фиксируется на звуковой стороне речи.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному

языку дошкольников. М. :Издательский центр "Академия", 2000, 400 с.

2. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М. : Педагогика, 1983, 369 с.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. :

Просвещение, 1989, 175 с.

4. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших

дошкольников с ОНР. Дефектология, 1990, № 6, 13 с.

5. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных

наблюдений. М. : КомКнига, 2005, 320с.

6. Ефименкова Л. И. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение,

1982, 112 с.

7. Каше Г. Подготовка детей к школе с недостатками речи. М. : Просвещение,

1985, 207 с.

8. Ушакова Т. Н. Детская речь- её истоки и первые шаги в развитии. //

Психологический журнал. 1990. Т. 20 №3.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Опубликовано: 14 мая 2020 в 07:06
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Архипова (УИ 260985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД