МААМ-картинки

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Юлия Тришина
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраст

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и

унизительной.»

Мишель де Монтень

Публикация «Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной,доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.

В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние годы создано немало здоровьесберегающих технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханёва, М. Л. Лазарев и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной. По результатам статистики здоровья детей дошкольного возраста снизилось на 15%. Причинами снижения здоровья детей плохое состояние здоровья матери, социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ и недостаточную квалификацию воспитателей в вопросах охраны и здоровья детей. По сведениям РАМН видно, что число детей имеющих какое-либо заболевание составляет более 90%. Следовательно, под угрозой оказывается всё взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений. Одним словом, здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране, от воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Основная задача ДОУ – воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое внимание формированию культуры здорового и безопасного образа детей. Но результаты указывают на социально-педагогический уровень существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо выработать определённую комплексную систему в работе, охватывая комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные возможности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, для поддержания своего здоровья и для сохранения работоспособности. Поэтому заниматься этим вопросом следует с ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание ребенком правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, они же являются важнейшим условием организации и всего воспитательно-образовательного процесса и социального благополучия любого ребенка.

Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержания собственной деятельности по данному важному вопросу. Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию культуры здорового и безопасного образа детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Такая деятельность объединяет в одно целое работу всего коллектива ДОУ, детей и их родителей, поэтому перед нами стоит задача организовать целостную систему воспитательно-организационных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействий всех участников. Такая работа нашего коллектива ДОУ детализируют поставленную нами цель. С 2007 г по 2013г наш детский сад – опорное образовательное учреждение по реализации проектной линии «Создание здоровьесберегающей среды обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья детей». В рамках ведомственной целевой программы «Качество образования – качество жизни» г. Тольятти коллективом нашего ДОУ были разработаны и реализуются до сих пор проекты». Развитие самостоятельной деятельности дошкольников при организации подвижных игр на прогулке» и проект по стратегическому направлению «Формирование системы защиты детства, сохранение и укрепление здоровья детей». Целью нашей работы стали разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме ДОУ очень велика. В своей работе мы применяем следующие технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании, медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии музыкального воздействия, коррекции поведения дошкольников, профилактические, валеологическое просвещения родителей, здоровьеобогащение педагогов ДОУ. Построение всего воспитательно-образовательного процесса строится с ориентацией на личность ребенка. Это позволяет нам правильно сконструировать содержание такого процесса по всем направлениям развития ребенка. Особая форма общения в этих доверительно-деловой контакт, что непосредственно содействует здоровью всех участников педагогического процесса. А используемые в комплексе все технологии в итоге формируют у наших воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В своих трудах В. А. Сухамлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Инструмент профессиональной деятельности педагога- это педагогическая технология, которая обязательно должна быть здоровьесберегающей. Педагог, воспитывающий культуру здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть здоров. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. Свою педагогическую деятельность я планирую в соответствии программы «От рождения до школы» и программы «Развитие +», дополнительной программы «Школа мяча», а также ориентируясь на показатели нервно-психического развития детей, физической подготовленности детей и имеющихся у них отклонений в здоровье. В нашей группе созданы все педагогические условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными их которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме; оснащение предметно-развивающей среды группы разным оборудование, игрушками, пособием, наглядным материалом, разнообразными играми. Все работа осуществляется комплексно в течение всего дня в тесном контакте с психологом, музыкальным работником, педагогом по ФИЗО, медработником и родителями. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в интегрированной групповой форме, что позволяет мне сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельной деятельности детей, а также позволяют снять напряжения, перегрузки, утомление детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка. В своей работе я использую различные формы и методы общения с родителями, которые помогают мне в работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей, а также позволяют повышать интерес родителей к данной проблеме. Критериями взаимодействия являются ценностное отношение, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в ДОУ и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами. По результатам диагностики работа в тесном контакте с родителями дает хорошие показатели: повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, развивается интерес к здоровому образу жизни, повысилась культура межличностных взаимодействий детей в группе. Для контроля и анализа я применяю методы тестирования, срезы, учет умений и навыков, провожу диагностику развития и здоровья детей. Я с уверенностью могу сказать, что комплексная система образования, оздоровления и психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образных и педагогических инновациях способствует гармоничному развитию детей, формирует у всех участников педагогического процесса культуру здорового и безопасного образа жизни.

В заключение хочется сказать, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность всего воспитательно-образовательного процесса, сформировать у всех участников процесса ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. А если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ и своевременно будет проведён мониторинг, внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, то будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку и сформированы положительные мотивации у педагогов, родителей и детей.

Литература

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000. Т. 7.- №2

2. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1.

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Волгоград. - Учитель. - 2009.

4. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа» М. - 2006 - №6.

Публикации по теме:

Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1) часть 2 "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Педагогический совет в форме деловой игры «Валеология — важное направление в работе ДОУ» Материал к педагогическому совету по теме: «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 13:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД