Папки-передвижки

Организация работы в группе на логопедическом занятии

Ольга Черемхина
Организация работы в группе на логопедическом занятии

Автоматизация звукопроизношения в играх и дидактических упражнениях.

1. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает в себя раздел ” Звуковая культура речи ” :

Первая младшая группа (2-3 года) Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Публикация «Организация работы в группе на логопедическом занятии» размещена в разделах

Младшая группа (от 3 до 4 лет) Продолжать учить детей внятно про- износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную вырази- тельность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный ап- парат. Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое про- изнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Закреплять правильное, отчетливое произ- несение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

В соответствии с задачами этого раздела воспитателями ведется работа по развитию звукопроизношения детей.

Логопедические группы посещают дети, направленные в группы ТПМПК с логопедическим заключением : ТНР, ОНР, уровень речевого развития.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас, грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности. Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени сформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее развития.

Стертая дизартрия – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка, общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п]. Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц], шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш’], сонорных ([р], [л]).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова) :

• отсутствие звука;

• искажение звука;

• замена звука;

• смешение звуков.

Воспитателям на практике предлагается проговорить стихи, нарушая произношение звуков.

3. Коррекция звукопроизношения:

Подготовительный этап:

Развитие фонематического слуха. Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Воспитателям предлагаются упражнения на развитие фонематического слуха.

Развитие дыхания. Задачи: расширение объема дыхательного аппарата; формирование диафрагмального дыхания координация выдоха и начала речи.

Воспитателям предлагается ряд дыхательных упражнений.

Развитие артикуляционной моторики. Цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Воспитателям предлагается выполнить комплекс общей артикуляционной гимнастики.

Постановка звука осуществляется логопедом. Новый звук очень “сырой”, очень труден для ребенка. Звук не называем, придумываем ему название.

Автоматизация звука

В изолированной позиции

В слогах

На этих этапах звук еще очень хрупкий, часто требуется механическая помощь, поэтому автоматизация, как правило, проводится логопедом.

• В словах. На этом этапе активно подключаются к работе воспитатели и родители. Этот этап достаточно длительный, т. к. слово – смысловая единица (в отличие от слога, не несущего смысловой нагрузки).

При автоматизации звуков в словах можно решать множество коррекционных задач, так как у детей с ОНР наряду со звукопроизношением нарушено формирование лексико-грамматического строя, фонематических процессов и неречевых психических функций. Поэтому автоматизируя звук, следует строить свою работу так, чтобы решать несколько коррекционных задач.

Автоматизацию звуков целесообразно проводить в играх и дидактических упражнениях.

ЛОТО:

• Автоматизация звука в словах

• Согласование существительного с числительным “два”

• Закрепление формы множественного числа

• Согласование с притяжательными местоимениями “мой”,”моя”,”моё”,”мои”.

ПАРОЧКИ

• Автоматизация звука в словах

• Закрепление формы множественного числа

• Согласование существительного с числительными

• Развитие зрительного внимания и памяти

ДОМИНО:

• Автоматизация звука в словах

• Закрепление формы множественного числа

• Развитие фонематических процессов

• Соблюдение правил игры

ИГРЫ-ХОДИЛКИ:

• Автоматизация звука в словах

• Усвоение и соблюдение правил игры

• Развитие умения играть в коллективе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

• Автоматизация звука в словах

• Развитие мыслительных процессов

• Развитие фонематических процессов

• Развитие слуховоговнимания

ЧЕГО НЕ СТАЛО?

• Автоматизация звука в словах

• Развитие зрительного внимания и памяти

• Закрепление употребление родительного падежа существительных в единственном и множественном числе.

ДОМИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ

• Автоматизация звука в словах

• Развитие фонематических процессов

• Развитие пространственных представлений

• Закрепление правильного употребления предложно-падежных конструкций.

ИГРЫ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ.

• Автоматизация звука в словосочетаниях. Как правило, более поздний этап автоматизации в словах подбор прилагательных к существительным, составление словосочетаний по картинкам.

• Автоматизация в предложениях

ПАЗЛЫ

• Составление предложений по картинкам с использованием слов на автоматизируемый звук.

Автоматизация в текстах и стихах. Готовые тексты с сюжетной картинкой.

• Повторение за взрослым.

• Ответы на вопросы.

• Пересказ с опорой на картинку.

• Пересказ без опоры на картинку.

• Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Автоматизация в свободной речи. В свободных играх, режимных моментах поправлять ребенка, напоминать ему о необходимости правильно произносить нужный звук.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке»Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке» Бабочка — яркая, черные глазки — Села на кончик травы. Будто она прилетела из сказки, Той, что услышите Вы… (Е. Краснова) Облачница,.

Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу»Фотоотчет об открытом логопедическом занятии по обучению грамоте «Путешествие с Мишкой-лежебокой в Лесную школу» 25 апреля 2019 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОБУ "Муринский ДСКВ.

Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре»Фотоотчёт о логопедическом занятии-путешествии «Поможем бабушке Федоре» Занятие-путешествие я провела в рамках муниципального конкурса "Воспитатель года". Подгрупповое занятие с детьми ОВЗ подготовительной группы.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2017–2018 год в средней группе Сентябрь. Форма работы: Групповые родительские собрания. Тема и задачи родительского собрания: «Типы семей и стили семейного воспитания».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в группе на логопедическом занятии
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 13:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД