Ольга Петрова
Организация разных видов культурных практик (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Если перечислять предложенные разработчиками стандарта дошкольного образования культурные практики, то это будут: досуги, праздники, творческая мастерская, сенсорные и интеллектуальные тренинги, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность. Одной из интересных практик, на мой взгляд, является создание в нашем дошкольном учреждении №3 «Солнышко» г. Закаменск, Республика Бурятия детской группы (объединения) «Малый ученый совет», состоящей из воспитанников с выраженными интеллектуальными и коммуникативными способностями. Группа состоит из 13 воспитанников разного возраста, состав которой ежегодно обновляется по причине ухода детей выпускных групп в школу. Отличительная особенность внешнего вида членов малого ученого совета в период встреч и заседаний - специальная форма: мантии, шапочки. Эти воспитанники также посещают интеллектуальный клуб «Успешный ребенок», функционирующий на основе дополнительной платной образовательной услуги.
Публикация «Организация разных видов культурных практик (из опыта работы)» размещена в разделах
Данная группа расширяет границы культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» (по ФГОС ДО, она носит проблемный характер и заключает в себе жизненную (детсадовскую) проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. На мой взгляд, объединение детей в малые группы, есть не что иное, как новая форма культурной практики и особенность нашего детского сада, направленная на выявление и развитие способностей воспитанников, показывающая стабильную положительную динамику участия в деятельности мероприятий.
Члены Малого ученого совета ДОО выступают с публичными мини-докладами, общаются с детьми разных возрастных групп. На общем круге во время образовательной деятельности, могут ставить перед воспитанниками проблемную ситуацию, обсуждать какие – то вопросы, например, при встрече в пограничниками выступили с инициативой о проведении в детском саду обучающих занятий по ознакомлению в видами оружия, в период заболевания гриппом – предлагали изготовить защиту «Чесночные киндеры» и показывали детям мастер-классы по их изготовлению, также советовали воспитателям посадить совместно с детьми на окнах «лечебный мини-огород».
Построение образовательной деятельности в данной детской группе- Малом Ученом совете, в основном, носит ситуативный характер и проводится в соответствии с различными событиями, в которых требуется неординарность и творческий подход. Дети, участники Малого ученого совета выступают на открытии различных мероприятий в ДОО, в районе, совместно с взрослыми принимают посильное участие в республиканских семинарах, проходящих на базе нашего детского сада. Члены Малого ученого совета открывают все мероприятия, проходящие в нашем детском саду, а также районные мероприятия: празднование Дня пожилых людей, Конференцию ветеранов педагогического труда с обращениями в стихах, в которых звучат слова признательности, и говориться о том, как нам, ныне работающим в образовательных организациях, не хватает их опыта, поддержки, мудрости. Детям в данной детской группе (объединении) очень интересно, они чувствуют значимость своей деятельности, пытаются проявлять инициативу. Но нам, педагогам, необходимо моделировать ситуации, которые будут подводить к осознанию значимости деятельности детского объединения «Малый ученый совет». Эта практика прижилась и крепко укоренилась в нашем детском саду. Я считаю, что организация нетрадиционных детских форм объединений, групп, таких как Малый ученый совет в ДОО, обеспечивает вариативность и разнообразие содержания основной общеобразовательной программы ДОО, развивает у детей интерес к проявлению активной жизненной позиции, обеспечивает их социализацию. Также ориентирует воспитателей учитывать интересы и возможности каждого ребёнка, поддерживать их желание проявлять самостоятельность и инициативу, и позволяет реализовывать в практике запросы и потребности родителей, как основных заказчиков качественного образования и развития в дошкольных организациях.
Мы часто проводим практико-ориентированные семинары для педагогов-дошкольников, показываем свой опыт работы по проектированию образовательных практик, построению образовательной деятельности, знакомим с механизмам эффективной практики построения взаимодействия с родителями и вовлечением их в образовательный процесс, инновационным подходом в построении предметно-пространственной развивающей среды.
Приглашаем Вас к нам в гости!