Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Евгения Кинешемова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей подготовительной группе в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Формируя развивающую предметно-пространственную среду в Старшей подготовительной группе «Буквоешки» ставлю для себя следующие

Задачи:

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе, а также общее соответствие ППС группы требованиям ФГОС;

2. Реализация образовательной программы ДО. (отражение образовательных областей).

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Для построения предметно-развивающей среды в ДОУ я учитываю следующие принципы:

• принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

• принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических - центрах; (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.).

• принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

• - принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах:

Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических центрах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Я с уважением отношусь к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: на «стене творчества» выставляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко использую при оформлении групп. Развешиваю фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями в доступном для детей месте).

Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.

• принцип учета половых и возрастных различий детей (Гендерный) - реализую возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и способствует развитию игровой деятельности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, а игрушки обеспечивают максимальный для среднего возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах интерьера преобладают спокойные светлые тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Возможность трансформирования предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Кроме того, предусмотрена специальная зона развивающих и настольных игр, которые всегда находятся в свободной доступности для детей.

Благодаря насыщенности предметно-пространственной среды группы, детям представлено разнообразие тематики материалов и оборудования, что повышает активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В группе периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, игрушки, оборудование, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Это обеспечивает вариативность предметно - пространственной среды в группе.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития).

Оснащение данных центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Большой плюс для нашей развивающей среды в группе – присутствие магнитной доски. Она является незаменимой помощницей при проведении образовательной деятельности. Также моим дошколятам нравится делать рисунки из магнитной мозаики, объединяясь в небольшие подгруппы,и создают интересные коллективные рисунки.

Центр безопасности

Здесь размещен макет улица с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал предупреждает детей об опасных ситуациях. Есть разные дидактические игры по ПДД и безопасности, ширмы по безопасности для детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Центр художественной литературы.

Одной из задач речевого развития ребенка является знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Мы с ребятами очень, много читаем книг разного жанра, дети подготовишки начинают читать самостоятельно, (есть азбуки, слоговые таблицы)любят рассматривать иллюстрации.

Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово.

Одна из моих задач -продолжать знакомить детей с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Центр двигательной активности.

Яркий, веселый, физкультурный уголок Он реализует потребность детей в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

массажные коврики мы используем с детьми после дневного сна.

Центр ознакомления с природой.

Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера в групповой комнате организован центр природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде, ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами. В ознакомления с природой по теме недели есть модели, например, деревьев с признаками поздней осени или зимы, есть картинки, помогающие определить: живое или не живое, есть модели времен года и части суток.

Схема ухода за растениями. Календарь природы с сезонными изменениями. Дидактические игры по временам года. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные», в режиссёрской игре.

Центр экспериментирования.

Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В своей группе сформировали «Центр экспериментирования» в ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила поведения.

Центр продуктивной деятельности.

В центре художественного творчества, целью,которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Центр музыкальной деятельности

Центр музыкальной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, шумовых самодельных инструментов, музыкально-дидактическими играми. Здесь каждый ребёнок чувствует себя артистом.

В группе имеется музыкальный центр. Воспитателем создана картотека аудиозаписей «Звуками природы», детскими песнями и сказками. При необходимости звуковое сопровождение включается на занятиях, физкультурных минутках, при желании детей потанцевать. Особенно воспитанники любят послушать добрые аудио сказки перед сном в тихий час.

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению.

Центр «Хвалилка»

Ребята имеют каждый свой кармашек, где помещают полученные за свои успехи солнышки. Это идет как накопительная система. (или игра среди детей «У кого больше солнышек».)

Данный вид уголка стимулирует ребят выполнить задание аккуратно, красиво, помочь товарищу, воспитателю, для того чтобы получить солнышко.

Центр уютные кармашки для личных вещей.

Для творческих занятий у ребят немало личных вещей, это ножницы, клей,цветные и простой карандаши, ручки, ластик, точилки, линейки. Так как ребята старшего и подготовительного к школе возраста. Мною было придумано сделать вот такие кармашки, индивидуально для каждого ребенка. Дети принесли пеналы, все принадлежности в нем разместили.

Уголок дает возможность ребенку самостоятельно подготовиться к занятию, убрать все после занятия, следить за порядком в своем пространстве, отслеживать удачи и неудачи других ребят. Другими словами идет пред учебная подготовка детей к школе.

Центр сюжетно-ролевых игр.

В нашей группе созданы центры для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская» «Магазин». По мере возможности, они также постепенно пополняются атрибутами.

Нашим девочкам очень нравится сделать себе модную причёску. В кукольном уголке можно приготовить обед и посидеть дружно за чашкой чая.

Мальчики могут стать конструкторами, строителями. В группе имеется большое разнообразие машин, наши мальчишки с большим удовольствием в них играют. Соответственно мы так же периодически пополняет наши транспортные средства.

Центр конструктивной деятельности

Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику и знакомит дошкольников с сенсорными эталонами. Многие виды изобразительной деятельности, доступные детям, не дают такой четкости образа, как возведение построек.

Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

Наполнение уголка по конструированию:

У нас есть строительный материал из дерева, различные пластмассовые конструкторы разного размера, яркие типа «Лего», тематические строительные наборы. Дети учатся читать схемы построек и сами могут создавать простые схемы с помощью трафаретов. Строят и на ковре, созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Ферма», «Зоопарк», «Автомастерская» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, машины различной величины). Строительный материал размещен в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко пользоваться им – удобно и доступно.

Центр театрализации

Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов. Ребята с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений

В группе имеется огромный выбор настольных игр, дидактических пособий, для развития математических способностей, подготовка к обучению грамоте, развитие мыслительных процессов, игры с правилами и др.

Развивающая пространственная среда на игровой уличной площадке группы также поделена на игровые зоны. Наша веранда достаточно просторная. В летний период, когда мы большее время проводим на улице, мы организуем на площадке подвижные и дидактические игры. Рядом расположен игровой домик, в котором детям очень нравиться прибывать, уединиться. На участке растут яблоня, березы, чтобы уберечь детей от теплового удара и озеленения. На протяжении нескольких лет на нашем участке есть метеоплощадка для проведения наблюдений за природой. Большим вкладом в создание развивающей предметно-пространственной среды, на уличной площадке является помощь родителей воспитанников. Они активно принимают участие в облагораживании территории, создают интересные предметы интерьера, участвуют в ремонте и в обновлении различных видов игр. (Фотоотчет участка можно посмотреть в предыдущих публикациях).

Создавая предметно-развивающую среду в группе, я стараюсь обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка с учетом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом в образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей подготовительной группе в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 22 января 2021 в 20:54
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Проект: «Моя мама лучше всех»
Зоя Ковальчук Проект: « Моя мама лучше всех» Автор проекта: воспитатель 1 квал. кат. Ковальчук З. К. Тип проекта. Творческий, долгосрочный ( двухнедельный....
Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта«
Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта. Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационный. Образовательная область: социально –...
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек»
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек» Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8...