Татьяна Савина
Организация развивающей среды по экологическому воспитанию посредством огорода на подоконнике
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды по экологическому воспитанию посредством огорода на подоконнике.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
Публикация «Организация развивающей среды по экологическому воспитанию посредством огорода на подоконнике» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Огороды на подоконнике
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Весной в нашем детском саду традиционно начинается садово-огородническая пора, и в каждой группе на подоконнике появляется свой мини-огород, где воспитатель с дошкольниками выращивают различные культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель нашей деятельности это создание условий для экологического воспитания дошкольников.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач, которые вы видите на слайде.
Чтобы поставленная цель и задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно:
Подготовительный этап
Придумайте вместе с детьми, каким вы хотите видеть свой огород на окошке? классический огород с чучелом, птицами и бабочками? А может домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята? или например настоящую ферму? а может городок из лего?. Вариантов множество.
Далее Необходимо подготовить подходящую землю и семена. Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих
Культур. Основное требование к посадочному материалу: семена и
луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде
малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль,
кабачки.
В средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, петрушку, сельдерей. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
В старшей и подготовительной группах: берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как укроп, салат, щавель и другую зелень, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла,бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.
Необходимо так же подобрать горшочки для посадки. На этом этапе уместно будет пригласить родителей к сотрудничеству что бы они совместно с детьми украсили горшочки можно – приклеить глазки, носики и ротики и оформить весь огород в едином стиле, объединенным общей темой.
Также Важно выбрать безопасный подоконник, чтобы дети имели к нему доступ;
Огород на подоконнике предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании.
Так же нам пригодится строительный скотч и маркер для того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички с названиями и датой посадки
Следующий этап- Основной
Это Посадка и наблюдение
Это самый интересный и увлекательный этап
Используя алгоритм посадки и ухода за растениями закрепляем знания детей о последовательности посева семян и условиях роста растений
Знакомим детей со способами посева семян в зависимости от их величины (крупные семена сеем по одному в лунку, средние по одному в бороздку цепочкой, мелкие семена сеем щепоткой)
За ростом растений должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних группах - дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок - зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Заключительный этап – это анализ и обобщение результатов, полученных в процессе деятельности детей. Можно создать коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе, оформление выставок.
Так почему же необходимо заниматься данной работой?
Данная работа способствует обогащению РППС группы. Это прежде всего яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, это рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом прорастания семя, это дидактические игры, это наглядные пособия, книги, плакаты, картинки для самостоятельного рассматривания
Важный момент, что организация данной работы реализуется во всех видах детской деятельности
- игровая (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры)
- коммуникативная ( тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»)
- включенна познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы (чтение и заучивание стихов и загадок о растениях и овощах)
- элементарный бытовой труд (уход за растениями)
- конструирование, ручной труд (изготовление и украшение емкостей для посадки семян)
- изобразительная (оформление огорода, украшение объектов, фиксация наблюдений)
- музыкальная (разучивание песен и хороводов, сочинительство, театрализованная деятельность)
- двигательная (подвижные и пальчиковые игры)
Подводя итог, хочется сказать
Огород на подоконнике в детском саду - как один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает развитие экологического воспитания ребенка. Он включает все, что доступно восприятию дошкольника и может использоваться им в практической деятельности.
Это и приучение к ЗОЖ и воспитание экологической культуры у детей, желание заботиться, трудиться, получать радость от плодов своего труда, экспериментирование и формирование познавательного интереса. всего и не перечислишь. Мы с детьми, конечно же, каждый год устраиваем свой огородик на подоконнике. Как это все нравится детям!
Желаем и вам удачи в ваших огородных делах!