Кононова Оксана Валерьевна
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей определяется как комплекс элементов, связанных с направленностью и избирательностью действий, с качеством имеющихся у детей знаний и опыта, умений, с волевой устремлённостью.
Структура самостоятельной деятельности :
• Возникновение замыслов (цели) как проявление интересов ребёнка, обусловленных имеющимся опытом;
• Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, применением воспроизводящих и творческих приёмов действий, ранее усвоенных, но видоизменённых детьми;
Публикация «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей» размещена в разделах
• Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели и завершению деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в детском саду и в семье. В её организации необходимо придерживаться следующих положений:
1. Самостоятельная деятельность ребёнка обусловлена окружающей жизнью; мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников. Обучение следует осуществлять, используя жизненные ситуации и в ДОУ, и в семье. Обучение обогащает творческие проявления детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания, раскрепощает творческие возможности детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Дошкольник с удовольствием участвует в различных импровизациях, применяет действия по собственному замыслу, становится автором игр, сценаристом, режиссёром и актёром – исполнителем. Важно создать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
2. Обучение как средство музыкального воспитания и развития должно быть нацелено на развитие музыкального воспитания ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребёнка в повседневную жизнь детского сада и семьи. Ребенок должен уметь применять накопленных музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
4. Педагог в совместной самостоятельной де6ятельности обязан быть рядом, вместе, а не «над», «сверху» ребёнка. Взрослый остается ведущим, но видит в ребёнке равноправного участника, партнёра.
Одним из условий, проявления самостоятельной деятельности детей, является предоставление пособий, музыкальных игрушек, инструментов, оборудования для воплощения своего игрового замысла.
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности :
1. Сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «игра в оркестр», «музыкальные занятия», «развлечения для малышей», «игра в театр» и т. д., распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
2. Игры-упражнения, в которых ребёнок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения.
Формы организации детского музицирования:
1. Художественная самодеятельность (с исполнением песен и танцев);
2. Взаимообразующие упражнения, похожие по характеру на индивидуальные занятия, но возникающие только по инициативе самих детей.
3. Сюжетная игра, в которой роли распределены на «музыкантов» и «слушателей»;
4. Действия организуемые небольшой группой (подгрупповые) или индивидуальные или парами.
Важным условием для успешного развития детского музицирования является предметно-пространственная среда и оборудование. Помните, что при самостоятельной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который должен предоставить каждому ребёнку проявить свою инициативу. Дети начинают осознавать, что песню можно инсценировать, действующих лиц нарисовать и т. д. Игры, попевки, считалки под музыку стимулируют самостоятельное создание своих песенок, музыкальных игр, спектаклей с куклами. Всё придуманное детьми надолго сохраняется в их памяти.
Важную роль в организации самостоятельной деятельности детей играет мини-центр группы: его оформление, содержание (по рекомендации музыкального руководителя, но необходимо избегать перенасыщенности пособий, материалов, так как это влечет к потере интереса у детей к самостоятельной деятельности.
Основной путь стимулирования этой деятельности – использование косвенных влияний:
• Установление общих связей между занятиями и самостоятельным музицированием;
• Воспроизведение праздничных впечатлений;
• Создание условий, материальной среды, зоны, «уголков» и оборудования;
• Косвенный характер руководства со стороны воспитателя;
• Доброе, хорошее, положительное, эмоционально благоприятное отношение педагога к каждому ребёнку, умение увлечь детей любимым делом, своим примером, повседневное совершенствование собственных художественных способностей.
Самостоятельная музыкальная деятельность обогащает процесс музыкального воспитания и развития детей, проблемные ситуации игрового характера побуждает детей к вариативным самостоятельным действия, способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности в новых условиях, в свободной форме. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний мир ребёнка, побуждает к творчеству. Музыка с детства для ребёнка становится любимым видом искусства.