Лучший педагог года

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью

Елена Казачкова
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью

Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями развития имеют возможность получать необходимую комплексную помощь специалистов различных областей медицины, педагогики и психологии. Ежегодно в Центре получают комплексные социальные услуги более 600 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, проживающих в Волгоградской области. Социальное обслуживание получателей услуг осуществляется в стационарной форме и условиях дневного пребывания.

Публикация «Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью» размещена в разделах

В Центре "Надежда" оказывается широкий комплекс восстановительного лечения и реабилитации с использованием современного оборудования, программ и технологий в социальном обслуживании детей. Эффективность предоставления медицинских услуг составляет – 98%, эффективность педагогических услуг - 97%.

Одно из отделений ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" предназначено для пребывания воспитанников с ментальной инвалидностью. Система коррекционной работы в отделении направлена на организацию реабилитационного процесса, социальную адаптацию и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с задержками психического развития, умственной отсталостью, психическими и генетическими заболеваниями, аутизмом. Специалисты отделения в работе руководствуются основной образовательной программой ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" и программой работы с аутичными детьми "Обретаю окружающий мир".

Коррекционная работа с детьми с ментальной инвалидностью направлена на решение следующих задач:

• формирование навыков адекватного поведения и начальных коммуникативных навыков;

• коррекция нежелательного поведения, помощь в адаптации в условиях группового пребывания;

• формирование основ здорового образа жизни и безопасного поведения в быту;

• формирование и развитие навыков самообслуживания;

• формирование и развитие способностей к получению знаний;

• формирование социально-бытовой, социально средовой ориентировки, начальных трудовых навыков.

Вся работа проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и структуры его дефекта. Психолого-педагогическая деятельность с детьми основывается на наглядно-практических методах, что способствует более эффективному формированию коммуникативных и трудовых навыков, расширению социальных связей, развитию социально-средовой ориентировки.

В последние годы в связи с увеличением числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особенно остро стоит вопрос об организации для них комплексной коррекционной помощи.

Оказание помощи детям с РАС в области социального взаимодействия осложняется тем, что заболевание сопровождается широким спектром других нарушений развития. Детские реабилитационные и образовательные учреждения не адаптированы для принятия таких детей и проведения с ними коррекционной, психолого-педагогической работы и обучения, и не имеют квалифицированных подготовленных соответствующим образом специалистов.

Для детей с РАС необходима специально организованная помощь, включающая соблюдение ряда условий:

• Комплексный медико-психолого-педагогический подход к оказанию помощи детям данной категории;

• Адаптация окружающей среды к потребностям ребенка;

• Применение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Создание подобных условий при работе с этими детьми во многом обусловливает успешность их обучения, значительно повышает возможность социальной адаптации. Государственное бюджетное специализированное учреждение социального обслуживания "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" (ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда") представляет опыт работы, направленной на оказание комплексной коррекционной помощи детям с РАС и сопровождение семей, имеющих детей с РАС.

Анализ статистических данных ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» указывает на то, что количество детей с РАС в 2015 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось вчетверо. За 2015 г. в отделении дневного пребывания прошли реабилитационный курс более 110 детей - инвалидов с нарушениями в умственном и психическом развитии, из них 29 детей, имеющих диагноз ранний детский аутизм, атипичный аутизм, другие ментальные заболевания, сопровождающиеся расстройствами аутистического спектра. Прослеживается не только увеличение количества детей с РАС, поступающих в Центр, но и изменение клинической картины заболевания в сторону её ухудшения. И если такому ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от природного потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым социальным инвалидом.

Несмотря на широкий спектр клинических проявлений РАС в отношении уровня развития интеллекта и речи, на обеспечение индивидуального подхода к диагностике и коррекции каждого ребенка, в Центре "Надежда" достаточно успешно справляются с задачами медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС :

• в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" созданы специально-адаптированные и развивающие условия (созданы группы для дошкольников с РАС младшего и старшего дошкольного возраста, которые специально оборудованы для пребывания таких детей : визуальные расписания, разговорные книги, разграничение рабочих зон, оперантные экраны, система жетонов, доски достижений и др.);

• ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» располагает необходимыми методическими и кадровыми ресурсами (обучение по специальным программам (в том числе АВА-терапия) в Москве, Самаре, Волжском прошли 6 специалистов Центра, специалисты принимают участие во Всероссийских и международных конференциях по проблеме РАС);

• обеспечено междисциплинарное комплексное взаимодействие специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" (психиатра, педиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования);

• специалистами отделения по работе с детьми с ментальными нарушениями подобраны и разработаны методики и коррекционно-развивающие занятия, включающие систему медицинских, педагогических и психологических воздействий : элементы АВА-терапии, элементы программы «Игровое время» (Floortime/DIR, систему альтернативной коммуникации, сеансы в сенсорной комнате, развивающие занятия с материалом Монтессори, элементы песочной терапии, которые учитывают структуру дефекта и особенности развития высших психических процессов у детей с РАС.

Практика работы с аутичными детьми в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" с 2009 года показывает, что такие дети, получившие раннюю стимуляцию развития через организацию целенаправленной и компетентной психолого-педагогической поддержки, смогли выйти на достаточный уровень приспособления к социуму.

Для оказания помощи детям с аутизмом в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" ведется работа по следующим направлениям:

медико-социальная и психолого-педагогическая диагностика детей;

(ре)абилитация и социализация детей с РАС;

• индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая работа;

• работа с родителями;

• методическая работа.

Диагностика детей включает обследование врача-психиатра, педагога-психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования, воспитателей. Используемые диагностические методы: наблюдение, анкетирование родителей и специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" (в том числе дистанционное, обследование с помощью диагностических методик (KID, Векслер, методика А. В. Хаустова и др.). Используемые методики систематизированы в "Сборник диагностических методик", который был представлен на одном из семинаров в "Надежде".

(Ре)абилитация и социализация детей с РАС включает следующие направления работы:

• адаптация к условиям группового пребывания;

• коррекция проявлений нежелательного поведения;

• формирование/развитие коммуникативных навыков (альтернативная коммуникационная система PECS, визуальные расписания, оперантные экраны,

• кружковая работа (за пределами группы,

• прогулки, экскурсии, посещение культурно-массовых мероприятий и др.

Структура индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей работы включает:

• комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и составление индивидуального профиля развития ребенка;

• разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и определение формы коррекционной помощи на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк);

• адаптация к условиям группового пребывания, занятия со специалистами и воспитателями (в т. ч. элементы АВА-терапии);

• промежуточная диагностика;

• корректировка индивидуальной программы в случае необходимости.

Работа с родителями направлена на обучение основам правильной коммуникации с детьми. Родителей обучают работе с карточками PECS и разговорными книгами, основам эффективного взаимодействия с ребенком (элементы АВА-терапии, проводят индивидуальные консультации по коррекции нежелательного поведения.

Для удобства родителей организованы электронные сервисы по диагностике детей (дистанционное анкетирование родителей) и по обмену разговорными карточками. На сервисе по обмену карточками PECS представлены также консультации специалистов по наиболее часто возникающим проблемам (психиатр, психолог, дефектолог).

Групповые формы работы с родителями включают проведение тематических родительских собраний, круглых столов, тренингов эффективного родительства, мастер-классов. В 2016 году была также организована персональная выставка творческих работ одной из мам ребенка с РАС, целями которой стали эмоциональная поддержка родителя, обретение чувства уверенности, эмоциональная поддержка родителя в трудной жизненной ситуации.

Методическая работа – это работа, направленная на обучение и сопровождение педагогов, работающих с детьми с РАС.

На сегодняшний день (за период 2014 – 2016 гг.) специалисты ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" провели 5 областных семинаров по работе с детьми с РАС для учреждений социальной защиты и образовательных учреждений Волгоградской области. Слушатели не только ознакомились с материалами семинаров, но и получили раздаточный материал и презентации всех выступающих специалистов.

Для логопедов (2014 год) и психологов (2015 год) социальной защиты было организовано повышение квалификации, включающее разделы по работе с детьми с РАС. Проведен обучающий семинар по использованию в работе альтернативной коммуникационной системы PECS. Специалисты "Надежды" прошли специализированное обучение в Москве и Волжском основам коррекционной работы с детьми с РАС и основам коррекции нежелательного поведения.

Специалисты "Надежды" стали участниками 6 международных и Всероссийских и конференций в г. г. Москва, Воронеж, Волгоград. Секции 2х конференций (в 2014 и 2015 гг.) проходили на базе ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда", с участием наших специалистов под руководством преподавателей Волгоградского социально-педагогического университета.

В рамках межведомственного сотрудничества совместно с образовательными учреждениями Волжского и Волгограда реализуются социальные проекты, включающие информационные акции в поддержку детей с ментальной инвалидностью. 21 марта и 4 апреля специалисты и воспитанники ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" совместно с учителями и учениками МБОУ СШ № 32 "Эврика - развитие" и студентами и преподавателями Волгоградского социально-педагогического университета провели акции в поддержку детей с синдромом Дауна и ранним детским аутизмом.

В Центре реализуется пилотная программа "Помогаем РАСти и развиваться", итогом которой станет программ по предшкольной подготовке детей с РАС.

У детей с РАС, получившими комплексную помощь в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда", отмечается значительная положительная динамика и сокращение отставания от показателей "возрастной нормы" в формировании коммуникативных навыков, области социализации, крупной и мелкой моторики. Часть детей могут посещать группы дневного пребывания, контролировать свое поведение во время занятий, прогулок, приема пищи и других режимных моментов. Главным достижением коррекционной работы стала возможность для наших воспитанников с РАС обучаться в классах коррекционных школ Волгограда и Волжского (ранее было только индивидуальное обучение). Двум воспитанникам ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" было рекомендовано обучение по программе 7 вида (индивидуальное, что также является совместной победой специалистов и родителей.

В целом, у детей с РАС, прошедших реабилитационные курсы в "Надежде", отмечается значительное снижение уровня дезадаптации, проявляющееся в уменьшении дезадаптивного поведения и способствующее сокращению отставания в развитии.

Публикации по теме:

Конспект психолого-педагогического мероприятия «Мы все такие разные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 41» Конспект ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Частота занятий: 2 раза в неделю в течение года Длительность 15 минут Временные.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Карта педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО 1. Организационное обеспечениеНормативно-правовые локальные акты:•Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ •Положение.

Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО Основной важной задачей при поступлении ребенка младшего дошкольного возраста в ДОО является его готовность. Готовность ребенка младшего.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 11:28
+230Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД