Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей

Гузель Тазетдинова
Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим по-степенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Вопрос об открытии группы кратковременного пребывания по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения крайне актуализировался.

Однако, в современной дошкольной педагогической практике отсутствуют программы для групп кратковременного пребывания, апробированные и прошедшие экспертизу Министерства образования и науки. Существуют лишь методические рекомендации Московского Института открытого образования,разработанные коллективом авторов: К. Ю. Белая, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, В. П. Новикова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова, В. М. Сотникова, М. М. Цапенко, Л. Е. Щёлокова. На основе этих рекомендаций в МБДОУ "ДС «Ивушка» разработана программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, рассчитанная на детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Основными целями создания группы являются:

• плавный переход от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду;

• разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;

• педагогическое просвещение родителей.

Деятельность педагогического коллектива, осуществляющего данную форму работы с деть-ми, не посещающими дошкольные учреждения города,направлена на реализацию следующих за-дач:

1. Укрепление психофизиологического здоровья детей путем обеспечения эмоционального комфорта пребывания в чужой для ребенка среде и учёта индивидуальных возможностей каждого.

2. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

3. Развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира.

4. Взаимодействие с родителями с целью повышения их педагогической компетентности в отношении воспитания и дальнейшего развития собственных детей.

В работе адаптационной группы кратковременного пребывания детейраннего возраста принимают участие все специалисты узкой профессиональной направленности: медицинские работники, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель театрализованной деятельности. Общение с ребёнком проходит при тесном взаимодействии с родителями. Педагоги намечают направления деятельности родителей. В ходе игровых занятий родители учатся по-новому видеть своего ребёнка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их, отмечая динамику продвижения ребёнка в индивидуальной программе развития с помощью педагогов. Специалисты дают родителям рекомендации по вопросам адаптации детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении, развитию мелкой моторики, речевому развитию, развитию высших психических функций. Занятия в группе посещают дети в возрасте от 1 года до 2 лет.

Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребыванияимеет свои особенности:

1. Хорошая пропускная способность группы и индивидуальная работа с каждым малышом. Это осуществляется за счет деления группы на подгруппы по 4-6 детей, расписания занятий с учетом психофизических особенностей возраста и графика посещения – 2 раза в неделю. Время посещения – 1,5 часа. Режим работы группы установлен по согласованию с родителями.Из режима посещения исключены: питание и дневной сон.

2. Изменение функций педагогов. Педагоги обучают родителей взаимодействию с ребенком в целях его развития; создают предметно-развивающую среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, консультируют родителей, проводят специально организованную совместную образовательную деятельность с родителями и детьми.

3. Активное участие в педагогическом процессе родителей. В ДОУ созданы такие условия, при которых часть времени родители с детьми занимаются в спортивном зале, часть – в музыкальном зале, часть – в изостудии, часть – в кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, часть времени родители с детьми проводят непосредственно в группах дошкольного учреждения, где происходит привыкание детей к незнакомым взрослым, к другим детям, к помещениям ДОУ. Организованное педагогами время для решения образовательных задач чередуется со временем общения родителей со своими детьми в условиях развивающей среды, специально подготовленной педагогами.

4. Удовлетворение потребности семьи в специализированной помощи педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя группы и предоставление для занятий в домашних условиях необходимого игрового и дидактического материала, оказание консультативной и практической помощи.

Ожидаемые результаты посещения детьми раннего возраста адаптационной группы кратко-временного пребывания: у малышей адаптация к дошкольному учреждению проходит в легкой степени; появляется осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста; при поступлении ребенка в детский сад облегчается процесс создания единого образовательного пространства «семья-детский сад», в котором всем участникам образовательного процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В программе выделяются два раздела.

1-й раздел: образовательная деятельность с детьми, организуемая совместно с родителями.

2-й раздел: работа консультационного пункта для родителей.

Режим работы группы

четверг с 10.00 до 13.00)

и формы образовательной деятельности с детьми

адаптационной группы кратковременного пребывания

Вид

деятельности Руководитель Время проведения

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

Речевые игры Учитель-логопед 5 мин с педагогом;

10 мин самостоятельно 5 мин с педагогом;

10 мин самостоятельно

Театрализованные и сюжетные игры Воспитатель театрализо-ванной дея-тельности 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно

Музыкальные игры Музыкальный руководитель 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно

Развивающие игры Педагог-психолог

5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно

Продуктивная деятельность Воспитатель

изодеятельно-сти

5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно

Двигательная активность Инструктор по

физической культуре 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно 5 мин с педа-гогом;

10 мин само-стоятельно

Экскурсия в группу детей раннего воз-раста Воспитатели группы 30 мин вместе с родителем 30 мин вместе с родителем 30 мин вместе с родителем 30 мин вместе с родителем

План консультативной деятельности специалистов ДОУ для родителей детей

адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста

Месяц Тема

Исполнитель

Октябрь 1. Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Режим дня, для чего он нужен.

2. Двигательная активность ребенка раннего возраста. Старшая медсестра

Инструктор по физической культуре

Ноябрь Особенности развития детей раннего возраста. Об эмоциях детей раннего воз-раста. Педагог-психолог

Декабрь Влияние игровой деятельности на развитие ребенка раннего возраста Воспитатель театрализован-ной деятельности

Январь Рисование, лепка в жизни маленького ребенка. Воспитатель изодеятельности

Февраль Взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и формированием речи ребенка. Учитель-логопед

Март Музыкальная деятельность как фактор развития эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Музыкальный руководитель

Апрель 1. Как помочь ребенку адаптироваться к условиям ДОУ. Критерии готовности ребенка к поступлению в детский сад.

2. Условия и порядок поступления ре-бенка в дошкольное учреждение. Социальный педагог

Старший воспитатель

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Частота занятий: 2 раза в неделю в течение года Длительность 15 минут Временные.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Конспект игрового занятия для детей адаптационной группы кратковременного пребывания «Птички воробушки» Ход занятия Праздник Благовещение. В этот день отпускали птиц на волю. Поэтому наша встреча посвящена птицам. Смотрите, кто к нам прилетел.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста В настоящее время остро стоит проблема психолого-педагогическое сопровождения всех участников образовательного процесса. Данное положение.

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск.

Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Сценарий новогоднего утренника для детей группы кратковременного пребывания с 6-ти месяцев до года Звучит музыка «Новогоднее сегодня настроение», появляется Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте ребята, здравствуйте родители! Поздравляю.

Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей
Опубликовано: 2 июня 2016 в 18:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День отца

Капитану корабля под названием «Семья» посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы помочь детям поздравить отцов с праздником и всем вместе...

20 июня. День медицинского работника

Ежегодно в третье воскресенье июня свой профессиональный праздник отмечают люди, без помощи которых мы не обходимся с самого момента своего рождения (и даже раньше). Это работники медицины: врачи разных...


Горячие темочки