татьяна левина
Организация совместной деятельности детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной деятельности детей и родителей
Признанной аксиомой является исключительная роль семьи в деле воспитания детей. Но для детей, посещающих дошкольное учреждение и находящихся там большую часть дня, успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и детского сада. Детский сад, всегда стремился влиять на семьи, чтобы реализовать возможности и развить способности ребенка. Практика показывает, что в настоящее время сотрудничество семьи и образовательных учреждений всех уровней становится все более актуальным и востребованным.
Публикация «Организация совместной деятельности детей и родителей» размещена в разделах
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. Педагоги и родители нашего детского сада поставили перед собой единую цель: сотрудничать в деле воспитания здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:
• Эффективно использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые формы организации общения с родителями воспитанников.
Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников
Наглядно – информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Предлагаемые формы помогают объективно увидеть деятельность педагога, оказывают практическую помощь семье.
Условно их можно разделить на две подгруппы:
• Информационно – ознакомительные;
• Информационно – просветительские.
Информационно – ознакомительные формы работы с родителями
• Эпизодические посещения родителями детского сада;
• Открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности;
• Праздники в детском саду;
• Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей;
• Выставки детских работ;
• Фотовыставки;
• Информационные проспекты.
Задачей информационно – ознакомительных форм – является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами.
Эпизодические посещения родителями ДОУ Говоря об эпизодических посещениях родителями нашего детского сада, имеется в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения могут происходить по желанию родителей, по приглашению воспитателя и предполагают постановку перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомлением с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличающейся от домашней. Хороший результат показала практика приглашать в группу родителей тех детей, у которых возникают проблемы в обучении или в поведении которых есть какие–либо отклонения. Эту форму считаем очень эффективной для повышения педагогической культуры родителей и решения возникающих проблем.
Также приглашаем родителей, дети которых добились определенных успехов. Например, часто родители приходят на консультацию к логопеду, где им показывают, как помочь малышу дома, чтобы закрепить и развить достигнутый успех.
Беседы, проводимые с родителями, после таких наблюдений оказываются более эффективными и убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.
2 – 3 раза в год проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с созданной в группе развивающей средой, образовательной программой, с целями и задачами воспитательно-образовательной работы. Родителей проводят с экскурсией по другим группам детского сада, где можно увидеть и сравнить оформление и развивающую среду с тем, что создано в своей группе. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, с первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в нашем детском саду.
Фотовыставки также направлены на ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Фотовыставки имеют тематику и посвящены какому-либо интересному событию из жизни группы, детского сада, празднику, увлекательному досугу, экскурсии или отражают обычную, повседневную жизнь детей в группе : «Хорошо у нас в саду», «Как я провел лето», «А у нас на Новый год…», «Моя любимая мама», «Мой папа – военный», «Папа, мама и я дружная семья», «Мороз – не помеха для веселых игр» и т. д.
Фотографии сопровождаются небольшими стихотворениями и краткой информацией для родителей. Эта информация позволяет увидеть целесообразность того или иного вида деятельности. Фотографии детей всегда привлекают родителей.
Таким образом, использование педагогами наглядно – ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.
В родительских уголках, расположенных в приемных групп, на стендах воспитатели помещают информацию о режиме дня, расписании занятий в группе, о программном содержании занятий, о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период. В уголках здоровья представлены планы лечебно – профилактических мероприятий, санитарные бюллетени с различной тематикой и объявления.
Основные требования, которых придерживаются педагоги при оформлении информационных стендов: эстетичность, актуальность и постоянная обновляемость материалов.
Папки – передвижки В детском саду широко используются папки – передвижки, которые призваны, более подробно знакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. В содержимое папки воспитатели включают консультации и памятки для родителей, подготовленные методистом и специалистами детского сада, помещают подобранные на актуальную тему вырезки из газет и журналов. Папки-передвижки воспитатели формируют по тематическому или возрастному принципу: «Права ребенка»; «Золотая осень»; «Досуг в выходной день»; «Влияние пальцев на развитие речи»; «Это нельзя приносить в детский сад» и др.
Заключение Можно сделать вывод, что педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по обучению и воспитанию детей в тесном контакте с родителями воспитанников. Для полноценного развития детей, взаимодействие с родителями осуществляется по многим направлениям: специалисты и педагоги проводят консультации для родителей, организуют встречи с учителями начальных классов, проводят совместные праздники, привлекают родителей к созданию развивающей среды в группах.
Учитывая вышеизложенное, нужно отметить, что увеличилось количество членов семей, принимающих участие в мероприятиях, проводимых в детском саду: праздниках, походов, собраниях и др. Родители, охотно внося свой вклад в благоустройство детской площадки. Результатом тесного вовлечения родителей в жизнь детского сада явилось изменение отношений к детскому саду в лучшую сторону.