МААМ-картинки

Проект Организация совместной исследовательско-познавательной деятельности

Юлия Максимова
Проект Организация совместной исследовательско-познавательной деятельности

Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Публикация «Проект Организация совместной исследовательско-познавательной деятельности» размещена в разделах

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Целью своей работы считаю: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Исходя их данной цели, определились с задачами:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Ожидаемые результаты: Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой детского сада.

Аннотация проекта

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный

Начало октябрь 2016

Конец май 2017

Количество участников: групповой

Участники: дети 4-5 года, родители, воспитатель

Предметно - содержательная область: межпредметный (ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое»)

План реализации проекта :

Этапы реализации проекта :

п/п содержание сроки участники

I этап. Подготовительный (Организационный)

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Октябрь

2016г. Воспитатель

2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Октябрь - Ноябрь

2016г. Воспитатель

3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Октябрь -Ноябрь

2016г. Воспитатель,

родители

II этап. Внедренческий

1 Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой Октябрь

(4 неделя) Воспитатель

2 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Ноябрь

2016г. - Май 2017г. Воспитатель,

Дети средней группы

III этап. Обобщающий

Анализ полученных результатов Подведение итогов проделанной работы Май 2017г. Воспитатель

Проектная деятельность с воспитанниками

Месяц Темы игр-экспериментирований

Первая

неделя Вторая

неделя Третья

неделя Четвёртая

неделя

Ноябрь 1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем 2. Почему всё звучит? 3. Всё увидим, всё узнаем 4. Твердое, мягкое, эластичное.

Декабрь 5. Прозрачная вода 6. Вода принимает форму 7. Какие предметы могут плавать? 8. Делаем мыльные пузыри

Январь - 9. Воздух повсюду 10. Ветер, ветер, ветерок 11. Воздушные шары

Февраль 12. Замёрзшая вода 13. Тающий лёд 14. Что растворяется в воде? 15. Фокусы с магнитами

Март 16. Ловись рыбка и мала и велика 17. Таинственные картинки 18. Песочная страна 19. Где вода?

Апрель 20. Солнечные зайчики 21. Что отражается в зеркале? 22. Свет повсюду 23. Угадайка

Май 24. Волшебное сито 25. Цветной песок 26. Игры с песком 27. Можно ли менять форму камня и глины

№ п/п Вид деятельность Содержание

1 Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Ворчливый шарик»,

«Упрямое растение», «Сухая и влажная почва», «Удивительный песок», «Как поймать воздух?».

2 Наблюдения Сравнение дождевой воды и водопроводной, Наблюдение за насекомыми, Наблюдение за дождевыми тучами, Наблюдение за березой и рябиной, Наблюдение за состоянием почвы на улице в холодное время года

3 Тематические беседы «Почему все звучит?», «Приключение карандаша», «Волшебница вода», «Удивительный воздух», «Знакомство со свойствами дерева и металла», «Свойства песка и глины».

4 Проведение итогового мероприятия Открытое занятие «Свойства песка»

Проектная деятельность с родителями

№ п/п Вид деятельность Содержание

1 Родительский клуб 1. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2 Консультации 1. «Воспитание познавательного интереса через прогулки»

2. «Организация экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях»

3. «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности»

4. «Экспериментируйте с детьми дома!»

3 Анкетирование «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»

4 Памятки для родителей Что нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

5 Выставка Выставка семейных фотографий по домашнему экспериментированию

Заключительный этап:

• Выступление на педсовете.

Заключение

Проведя опытно-экспериментальную работу, напрашивается вывод, что организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового. При этом важную роль играет готовность педагога осуществлять эту работу, осуществляется интеллектуальное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие личности. А также привлечение родителей к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, что усиливает процесс формирования личностью. В заключении хочется сказать о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Выводы:

1. В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.

2. Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.

3. Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности.

4. Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка.

5. Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели.

Литература

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007.

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. – 80с.

3. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации/ авт-сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель. - 148 с.

4. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

5. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова - М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 80с.

7. Маханаева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.

8.. Поддьяков А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.

9. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.

11. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». - М. : Линка-Пресс, 1997

12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.

13. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду». - М. : Просвещение, 1991.

14. Тихеева Е. И. «Ребенок - дошкольник и воспитывающая его среда».

15. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М. : Просвещение, 1980.

16. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

17. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Конспект совместной познавательной деятельности «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц.»Конспект совместной познавательной деятельности «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц.» МБДОУ Д/с «Золотая рыбка» Подготовила: Башкова Т. Н. Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах. Задачи:.

Организация совместной деятельности взрослых и детей (из опыта работы) Совместная деятельность взрослого и ребенка-это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральных.

Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ». Журбина Евгения Викторовна Старший воспитатель.

Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.

Организация совместной деятельности Организация совместной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Исполнительство хоровод «Мы на луг ходили».

Организация совместной деятельности — игра на детском музыкальном инструменте «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой в средней группе Конспект организации совместной деятельности Игра на детском музыкальном инструменте «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой в средней группе Задачи.

Презентация Организация совместной деятельности Воспитатель-ребёнок-родитель Презентация. Тема: Организация совместной деятельности "Воспитатель-ребёнок- родитель". МАДОУ д/с "Теремок". Подготовила: воспитатель Ростовцева.

Проект совместной деятельности «Помним! Гордимся!»Проект совместной деятельности «Помним! Гордимся!» Проект совместной деятельности в подготовительной группе "Помним! Гордимся!" Автор проекта: воспитатель Полещук Татьяна Николаевна - воспитатель.

Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Приоритетным направлением деятельности ДОУ является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Организация совместной исследовательско-познавательной деятельности
Опубликовано: 31 августа 2017 в 20:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД