Марина Фирсанова
Организация совместной деятельности педагога и родителей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников"
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников
- Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей
- Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Публикация «Организация совместной деятельности педагога и родителей в ДОУ» размещена в разделах
- Провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальны опыт общения. Здесь же возникает чувство доверия к окружающему миру.
У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Работа с семьей – это кропотливый труд, где нужно учитывать современный подход в работе с семьей. С одной стороны, сохранять все лучшее и проверенное временем, а с другой — искать и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем мастер-классе мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Содержание профессиональной компетентности педагога входят следующие компоненты:
1. Личностный компонент - это личностные качества и установки (Приложение 1);
2. Содержательный компонент (Приложение 2);
3. Деятельностный компонент (Приложение 3).
Приложение 1
Личностные качества и установки (личностный компонент)
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.
Приложение 2
Знания (содержательный компонент)
- о семье
- об особенностях семейного воспитания
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
- о методах изучения семьи
- о современных формах организации общения
- о методах активизации родителей.
Приложение 3
Умения и навыки (деятельностный компонент)
Умение преодолевать психологические барьеры общения
Владение методами изучения семьи
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
Умение ориентироваться в информации
Умение конструировать программу деятельности с родителями
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Таков портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Он понимает, зачем нужно общение, и каким должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует в данном направлении.
Деловая игра "Диагностика уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями" (по В. Ф. Ряховскому)
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый. Анонимно написать на листочке количество баллов для подведения общих итогов.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете, грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Упражнения на развитие коммуникативности педагога.
Упражнение 1. «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом и восприятие.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
Что было проще создать образ или угадать его?
Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
Упражнение 2. «Как поступить?»
Задание: придумать конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)
Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
Какие чаще всего претензии предъявляют родители?
Очень часто родители говорят о том, что ребёнок не хочет заходить в группу детского сада. И воспитатель может ненавязчиво, во время очередной встречи с родителями проиграть следующую ситуацию «Утро добрым не бывает. ?».
Упражнение 3. «Утро добрым не бывает…»
Цель: наглядно познакомиться с ролью отрицательного речевого общения в повседневной жизни.
Задание: приглашается «родитель» и «ребёнок» для проигрывания ситуации.
1. Собираясь в садик, ребенок берёт с полки различные предметы ухода за обувью.
- Ты зачем это взял? Не трогай ничего! Завязываем руки.
2. Общаясь с подругой договариваемся о посещении кинотеатра.
- Мама, ты говорила, что у нас кончились деньги, и мы ничего не можем покупать.
- Перестань слушать чужие разговоры. Они тебя не касаются. Завязываем уши.
- И не вмешивайся. Замолчи! Завязываем рот.
3. В д/с ребёнок наступает на мокрый пол.
- Ты что, не видишь куда идёшь? Завязываем глаза.
4. Спросить у «ребёнка» о его эмоциональном состоянии.
Определить внутреннюю позицию собеседника можно и при помощи невербальных средств общения.
Упражнение 4. «Улыбка»
Цель: Показать педагогам возможности улыбки как средства общения.
Необходимо определить характер улыбки (доброжелательная, сочувствующая, надменная, ироничная, искренняя).
Вопросы к упражнению:
Как Вам удалось почувствовать характер улыбки?
Что вы чувствуете, получая в качестве приветствия улыбку?
Покажите улыбку, которой педагог должен встречать родителей.
Педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.
Предлагаем вашему вниманию "Сундучок педагогических находок", в процессе которого участники мастер-класса поделится одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с родителями.
Фотовыставка.
Одной из инновационных форм работы с родителями является организация фотовыставок.
Цель данной работы создание триединого пространства «детский сад-ребенок-семья».
При организации первой выставки приходилось разъяснять почти каждому родителю индивидуально, о значимости участия в данной работе. Так же не одно родительское собрание, не зависимо от темы, не проходит без упоминания роли фотовыставки в образовательном процессе. Активно используем такие методы активизации родителей как : поощрение детей участников фотовыставки, организация конкурсов на лучшую работу по мнению гостей группы, видеоролики фрагментов различных занятий на основе материала фотовыставки.
Основное преимущество фотовыставок заключено в том, что весь материал основывается на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также отражает жизнедеятельность детей за пределами детского сада. Что вызывает в ребёнке огромное желание поделиться своим жизненным опытом. А нам предоставляет огромное поле деятельности в любой области образовательной программы.
Практическая часть:
На каких занятиях и по какой теме можно использовать данный материал.
Образовательная область «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Худ. творчество», «Физическая культура».
«Банк идей»
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным? Написать на листке бумаги и приклеить на плакат.
Кодекс общения педагогов с родителями :
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Песня «Улыбка»
Обратная связь (смайлик).
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи нам!