Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей

Анна Агафонова
Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей

Актуальность: Признание современным обществом уникальности и самоценности детства, демографическая политика государства предполагает обновление содержания дошкольного образования. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» среди приоритетных задач выделена задача «обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения», там же отмечена необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности» [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сосредоточено внимание на охране и укреплении эмоционального благополучия детей, развитии у них эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Решению указанных задач должно способствовать повышение уровня эмоционального развития детей [3].

Развитие и формирование эмоций происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. Однако сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы ребенка является ранний возраст, в котором наиболее интенсивно формируется его психика, закладываются основные личностные образования и когнитивные характеристики, восприятие окружающего носит непосредственный эмоциональный характер.

Эмоциональное развитие как важнейшая характеристика личности рассматривается в работах отечественных исследователей (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, Н. С. Ульянова, и др.).

По мнению современных ученых Новоселовой, Парамоновой, Урунтаевой и др, развитию эмоциональной сферы личности, в наибольшей степени способствует театрально-игровая деятельность [4].

Однако на практике развитию эмоциональной сферы ребенка раннего возраста уделяется недостаточно внимания. В настоящее время ее используют больше для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, а в повседневной жизни групп детей раннего возраста работа по использованию театрально-игровой деятельности ведется бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы привлечь внимание детей.

Как следствие, в практике наблюдаются нарушения психо - эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Следствием этого является то, усложняется процесс вхождения ребенка раннего возраста в новую социальную ситуацию [5].

Таким образом, выявленные противоречия между широкими возможностями театрально-игровой деятельности как средство эмоционального развития дошкольников и недостаточным использованием ее в эмоциональном развитии детей раннего возраста, обозначили актуальность разработки нашего проекта.

Цель: Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

1. Общие положения

Проект разработан в соответствии с :

• Федеральным Законом от 23.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2];

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобразования России №1155 от 17.10.2013 года);

База создания и реализация проекта: МБДОУ № 27, группа детей раннего возраста №2.

Основными участниками являются:

• воспитатели группы

• дети группы

• музыкальный работник

• родители

Тип проекта: творческий, игровой.

Вид проекта: групповой.

Сроки реализации: учебный 2015 – 2016 год

• учет принципов построения развивающей среды

• опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

2. Организационный компонент

1.Условия создания:

• реализация идей и задач общеобразовательной Программы воспитания и обучения в детском саду - Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

• учет принципов построения развивающей среды

• опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

3. Проектирование

Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития эмоциональной сферы детей раннего возрастапо следующим направлениям:

- создание комфортных, благоприятных условий для развития эмоциональной сферы ребенка с помощью театрально-игровой деятельности.

- приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра;

- расширить взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию в творческой деятельности группы.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;

• пополнение развивающей предметно - пространственной среды (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры, различные виды театра).

• повышение активности родителей в образовательном процессе группы.

3.1. Содержательный компонент проекта представлен в Приложении 1.

Результаты проектной работы:

1. Разработан перспективный план по включению элементов театральной игры в режимные моменты, групповые и индивидуальные занятия, дидактические и подвижные игры.

2. Разработаны сценарии праздников, конспекты развлечений с элементами театрально - игровой деятельности.

3. Создание творческих групп родителей для выполнения групповых и индивидуальных заданий по изготовлению театральных атрибутов.

4.Разработка и проведение инновационных форм работы с родителями: организация творческих выставок, непосредственное участие родителей в праздниках и развлечениях.

5. Оформление театрально – игровой среды в группе, создание разных видов театра.

6. Фотоотчет о результатах работы.

Таким образом, представленный нами проект по организации театрально-игровой деятельности позволяет:

• разнообразно активизировать развитие эмоциональной сферы детей.

• стабилизировать эмоционально комфортную атмосферу в группе и содействовать благоприятному эмоциональному настрою.

• обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым деятельность и в ситуации социального взаимодействия.

• расширить сотрудничество с родителями.

• повысить эффективность педагогической деятельности воспитателей.

Практическая значимость: разработанный проект по организации театрально-игровой деятельности детей раннего возраста может быть использован в практике дошкольных образовательных учреждений.

Используемые источники и литература:

1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

2. Федеральный Закон от 23.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 ноября 2013 –М: Сфера, 2014.

4. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., Просвещение, 2011.

Публикации по теме:

«Применение театрально-игровой деятельности для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Учёные отмечают, что театрализованная деятельность имеет.

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Игра-как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Дидактическая игра «Поезд» Цели: развитие сенсорных способностей (цвет, величина) ; развитие любознательности,познавательной деятельности;.

Организация предметно-игровой деятельности детей раннего возраста В Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию эмоциональной отзывчивости у детей в театрально-игровой деятельности .

Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МАДОУ Мечта Группа «Логовичок» Игры-эстафеты для детей 5лет. Подгготовила: воспитатель Иванова А. В. Тема: «Игры-эстафеты.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 22:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом...
Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель». Программное содержание: - Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить...
Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в библиотеку» для детей 5–6 лет
Цель: Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним Задачи: Образовательные: формировать у детей реалистические представления о библиотеке и о...
Мини-выставка детских работ «Планета моих эмоций»
Цель детской деятельности: закрепление названий основных эмоций человека, развитие рефлексивных способностей и эмоционально-волевой сферы. Цель...