МААМ-картинки

Организация творческой игровой деятельности духовно-нравственной направленности

Елена Надточеева
Организация творческой игровой деятельности духовно-нравственной направленности

Организация творческой игровой деятельности дошкольников с духовно-нравственным содержанием

Подготовил воспитатель

МБОУ "Начальная школа-детский сад №44" г. Белгорода

Надточеева Елена Владимировна

"В каждом ребенке дремлет птица, которую

нужно разбудить для полёта. Творчество -

вот имя этой волшебной птицы".

Сухомлинский В. А.

Публикация «Организация творческой игровой деятельности духовно-нравственной направленности» размещена в разделах

Современные условия жизни требуют и от взрослого, и даже от маленького ребёнка быстрой ориентации и адаптации к постоянно меняющимся условиям, подвижности и гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и маленьких проблем. Нужны инициативные, деятельные, творческие личности, способные к выходу за пределы стандартного опыта, ищущие новые пути решения проблем, вопросов.

Но вместе с этим, к сожалению, притупляются в некоторой степени нравственные, духовные качества. Сухость и скупость в эмоциях, во взаимоотношениях, оценках, поступках. Куда-то пропадает душевность, доброта, снижается интерес к ближнему и окружающему. Все нацелено на четкость и бездушность в нашем современном обществе.

Поэтому, начиная с детского сада, нам, взрослым, воспитателям, необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для привития, закрепления, поддержания, воспитания в ребенке духовно-нравственного, творческого юного гражданина.

В соответствии с п. 4. ст. 48 ФЗ "Об образовании в РФ" развитие творческой и познавательной активности, самостоятельности, инициативы, входит в обязанности педагогического работника. А дошкольный и младший школьный возраст - это самый благоприятный период развития творческой активности, деятельности.

Преимуществом дошкольного возраста является интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенная впечатлительность, склонность к фантазированию. У детей проявляется творческое начало, они изобретательны в подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, песен, им свойственны природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником развития их творческой познавательной активности и параллельно их духовно-нравственного роста.

Что нужно делать нам, воспитателям, чтобы разбудить "птицу для полёта", как говорил Сухомлинский.

Во-первых, только заботясь о развитии каждого юного человечка, можно помочь ему раскрыться творчески, духовно, нравственно. Очень важно понимать детей - стать на их позицию, ценить их чувства, считаться с ними.

Понимать детей - значит НЕ подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, помочь взращивать ростки их завтрашней жизни.

Во-вторых, пробуждению птицы-творчества способствует умелая организация развивающей среды, применение нетрадиционных форм работы. Иногда подобрать "ключик" к организации творческой игровой деятельности помогают сами дети, сиюминутная ситуация.

У детей-дошкольников копилка знаний, морально-нравственно-духовных "ощущений" постоянно пополняется в ходе как самостоятельных игр, так и игр, организованных воспитателями, взрослыми. Ведь это не передается в готовом виде, а осваивается детьми постепенно, в большей степени в процессе их совместной деятельности с воспитателем.

Все мы хотим, чтобы наши воспитанники были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными, добрыми, отзывчивыми, То есть - умными. А умён тот, кто умеет мыслить.

Например, какая может выстроиться логическая цепочка действий, если просто нарисовать круг? Каким новым знанием может обрасти? Важно каждое действие комментировать, обсуждать вместе с детьми, подводить их к намеченной цели, делать это эмоционально, доступно, наглядно.

Итак, чем может быть круг? Создается проблемная ситуация. Может быть Апельсином, тортом.

Рисуем (поиск способа изображения круга в окружающей обстановке). Вырезаем этот апельсин (торт).

- Посмотрите вокруг себя, вы здесь не одни? А у вас есть что-то вкусное. Что сделаем?

-Поделимся. Как это сделать?

Далее складывает вырезанный круг дважды (трижды) пополам - разделили апельсин (торт) на части.

- Друзьям будет еще приятнее, если мы раскрасим (украсим) Ваше угощение (дети "украшают"). Обсуждаем в ходе работы каждое действие, обязательно направляя на осознание необходимости делиться, помогать друг другу, действовать сообща.

Так, в казалось бы, элементарной игровой ситуации, дети поняли, что делиться, угощать, нужно, это приятно для окружающих и для него самого. Дети видят продукт своей деятельности - самостоятельно нарисованный, вырезанный, украшенный "апельсин" (торт). Ура, у меня все получилось!

Рисование, лепка, пение, слушание музыки, сказок, стихотворений, драматизация, импровизация - это направления творческой деятельности, ведущие к развитию не только познавательной активности, но и прежде всего к духовно-нравственному росту.

Важно в ходе любой деятельности развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитывать социальный и эмоциональный интеллект, обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий и т. д.) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Таким образом, в ходе организации творческой игровой деятельности идет воспитание духовно-нравственных качеств : дети сами, либо с помощью взрослого, объединяются для игры в группы на основе личных симпатий, учатся взаимодействовать и ладить друг с другом (договариваться, уступать, учатся воспитывать в себе эмоциональную отзывчивость, поощрять попытки пожалеть сверстника, помочь ему, быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим.

Примеры игр духовно-нравственной направленности

«Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры: Дети встают в круг и воспитатель создает какую-либо ситуацию, когда необходима была помощь. Например : плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда представлена ситуация, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

«Нужно-нельзя»

Цель: закрепление правил поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)

Ход игры: Воспитатель спрашивает: что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации). За правильный ответ участник получает фишку.

«Подбери цвет»

Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то

это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое.

Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее

строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый

из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет

свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить

их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие

поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребёнком, что вы

складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в

этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков,

мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по

очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу,

чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).

«Не выпустим шарик из круга»

Цель: формирование умения действовать сообща, снятие

эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается

воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук,

удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

- У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.

Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Игровые действия : Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания:

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними

руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа.

- Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся.

Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе

упражнения, что понравилось больше?

Добрые игры

1) формируют осознанное отношение к социальным нормам поведения,

2) закрепляют навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни,

3) развивают положительные качества ребёнка,

4) помогают отличать плохие поступки от хороших,

5) знакомят со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости и способами управления и регуляции настроения,

6) воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Презентация «Организация игровой деятельности. Ландшафтный многофункциональный стол» 1 слайд Представляю вашему вниманию презентацию «Организация игровой деятельности -ЛАНДШАФТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТОЛ.» 2 слайд. Стол.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация творческой игровой деятельности духовно-нравственной направленности
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 21:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД