сакова инна
Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушением ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Основной чертой современного специального образования является направленность на укрепление здоровья, социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Обеспечение и реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития.
Публикация «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушением ОДА» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Актуальность проблемы организации образовательного пространства, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденций в системе образования. По статистическим данным Всероссийского ортопедического центра на 2011 год нарушения опорно-двигательного аппарата среди дошкольников обнаружено у каждого третьего ребенка. Таким детям противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро переутомляются, жалуются на боли в ногах, спине. Дети с особенностями психофизического развития в силу имеющихся нарушений, как правило, оказываются в группе людей, испытывающих трудности в социальной адаптации.
В настоящее время политика образования стала уделять все большее внимание обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад, являясь первой ступенью в образовательной деятельности, возлагает на себя большую ответственность по вопросу введения детей с ограниченными возможностями в общество. И то, каким будет первый опыт, какими сложатся взаимоотношения особых детей с социумом и станет определяющим моментом в дальнейшем становлении личности ребенка.
Определяющим моментом становится опыт педагогических работников с такими детьми, а также созданные условия (не только развивающая среда, но и методические разработки) внутри детского сада.
Весь воспитательно-образовательный процесс строится на основе потребностей таких детей. В групповом помещении для данных детей должны быть созданы специальные условия по развитию координации движений, мелкой и общей моторики. Это сухой бассейн, корригирующие дорожки, специальные тренажеры, различное оборудование для развития и стимулирования чувствительности конечностей. Неотъемлемой частью оснащения развивающей среды является различные пособия для психического развития детей : настольно-печатные игры, мозаики, авторские пособия и многое другое.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуют большого внимания со стороны педагогического и медицинского персонала в дошкольных учреждениях. Особенно важным звеном работы воспитателя является подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с двигательной патологией. Хорошей педагогической находкой является следующий вид работы. Воспитатель приносит в группу большую куклу, у которой забинтована рука или нога. Он объясняет детям, что, например, у куклы Ани болят рука и нога, ей трудно передвигаться, и она не может правой рукой самостоятельно есть, раздеваться, стелить свою кроватку. При этом воспитатель объясняет детям, что кукла Аня умеет хорошо петь, знает много стихов и сказок. Таким образом, воспитатель показывает детям положительные стороны куклы Ани. На следующем этапе воспитатель организует и проводит с детьми с привлечением куклы Ани различные игры, занятия. При проведении подобных мероприятий воспитатель формирует у здоровых сверстников бережное и внимательное отношение к «больной» кукле, желание помочь ей во всех целенаправленных действиях. Например, дети обыгрывают момент кормления куклы за столом: они помогают ей сесть на стульчик, подносят ложку ко рту, помогают держать кружку с компотом и чаем. В других случаях дети под руководством воспитателя учатся одевать куклу Аню, помогают зашнуровывать ботинки и завязывать бантик; когда идут на прогулку, то помогают кукле Ане спускаться по лестнице, а во время игры на улице помогают ей передвигаться, вместе учатся ловить мяч, бросать его. Постепенно дети запоминают, что после игры кукле Ане нужно сесть и отдохнуть. Воспитатель проводит также специальные занятия, в процессе которых обучает детей помогать кукле Ане : держать кисточку и карандаш при рисовании, раскладывать и собирать картинки, делать постройки из кубиков; учит детей помогать кукле, раскатывать пластилин, делить его на части. Только после того, как воспитатель убедится, что у детей сформировалось бережное и щадящее отношение к кукле, и они научились оказывать ей посильную помощь при выполнении всех режимных моментов и проведении игр и занятий, в группу приглашают ребенка с двигательными нарушениями. Такая работа позволяет сформировать у здоровых сверстников готовность к появлению больного ребенка в группе, сформировать у них элементы двигательных умений и навыков, необходимых при оказании помощи, проведении игр и занятий, совместных игр здоровых детей и ребенка с двигательными нарушениями. Этот этап является обязательным и педагогически оправданным и, как показывает практика работы дошкольных учреждений, помогает безболезненному вхождению ребенка со специальными нуждами в группу здоровых сверстников. Таким образом, этот этап также способствует более успешной интеграции ребенка в нормальную среду. Воспитатель, учитывая двигательные нарушения у детей, должен помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и сна. Это заключается в том, что воспитатель должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время проведения игр и во время сна. Воспитатель не должен забывать, что такие дети быстро устают; особенно быстрая утомляемость у них отмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройки из кубиков. Воспитатель замечает, что ребенок с церебральным параличом устал и начинает отвлекаться. В этот момент воспитатель подходит к нему, просит встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Воспитатель может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых. Воспитателю важно помнить, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений. В связи с неоднородностью, различными вариантами и степенью выраженности нарушений развития детей с НОДА необходим дифференцированный подход к разработке организационных форм, видов и условий обучения и воспитания дошкольников данной категории.
Однако только создание необходимых условий недостаточно для полноценного развития личности дошкольника. Работу должны осуществлять воспитатели с педагогическим образованием, а также учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по лечебной физкультуре, медсестра массажа. Комплексное воздействие на ребенка оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка. Вся работа должна строиться на основе инклюзивного образования. Принципами построения воспитательно-образовательной деятельности являются следующие постулаты:
• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек уникален по своей сути, способен чувствовать и думать;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. Включая детей с особыми потребностями в образовательный процесс совместно с «обычными» детьми дает нам возможность двустороннего достижения цели: с одной стороны – это адаптация детей с ограниченными возможностями к социуму, обучение их взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а с другой стороны – воспитание чувства толерантности, развитие взаимопомощи к нуждающимся детям.
Находясь в детском саду, дошкольники из общеразвивающих групп получают драгоценный, необходимый, а порой и единственный опыт общения с особыми детьми, а дети с ограниченными возможностями получают шанс отработать навык взаимодействия с социумом. Имея возможность совместного образования (будь то совместные занятия, праздники или прогулка, посещение театра или библиотеки, дети не находятся в изоляции от общества, а наоборот, активно включаются во всю жизнь детского сада.
Но включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, создание необходимых условий и разработка методического обеспечения обучения недостаточно. В наше время мы сталкиваемся с проблемой неготовности родителей к воспитанию и обучению особых детей в своей семье.
Таким образом, я считаю, что в нашем детском саду необходимо организовать образовательное пространство, учитывающее интересы каждого из участников образовательного процесса. Главным направлением в деятельности инклюзивного обучения - ставить ориентир на "включение" детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах "равных партнеров", формировать принимающую "толерантною" позицию участников инклюзивного пространства.