Виолетта Дмитруха
Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель: Дмитруха Виолетта Александровна
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
Публикация «Организация экспериментирования с детьми ОВЗ в рамках реализации программы STEM» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2020
Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используют для получения новых знаний, не известных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, не известных каждому конкретному человеку.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.
Ученые отмечают положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
Поэтому целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме – опытно-экспериментальной деятельности.
Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
STEM-подход основан на связи информации с навыком, который закрепляет её через эксперимент. В нашем саду создана студия "Эрудит", в которой находятся все необходимые предметы для экспериментирования.
Сегодня детей с ОВЗ стараются не выделять в особые группы, чтобы убрать барьеры в общении и взаимодействии детей. В рамках дополнительной образовательной деятельности создана инклюзивная образовательная среда для детей с особенностями в развитии. Таким образом, образовательное учреждение борется с социальным исключением и предлагает всем детям равные шансы на учебу и развитие.
Реализация образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» предоставляет возможность:
1. Сформировать представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
2. Осознать единство всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
3. Сформировать экологическое сознание.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль, ограничен словарный запас. Наблюдается недостаточная сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, выдвигать гипотезы, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, важно переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый результат своего труда. Ведь желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
В своей работе с детьми с особенностями в развитии я считаю наиболее актуальным применение так называемого – безошибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного применения едва уловимых подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. После закрепления чувства успеха необходим переход к систематическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время.
В коррекционной работе применяется принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус).
Для детей с ОВЗ существуют показатели сформированности исследовательской деятельности:
1. Умение видеть проблему;
2. Умение формулировать и задавать вопросы;
3. Умение выдвигать гипотезы;
4. Умение делать выводы и умозаключения;
5. Умение доказывать и защищать свои идеи;
6. Умение самостоятельно действовать на этапах исследования
В группах, состоящих из детей с разными интересами, навыками и талантами учебный процесс можно построить так, чтобы он приносил пользу каждому ребенку. Со временем дети понимают, что совместно они могут добиться большего, чем каждый сам по себе, и что каждый из них может внести свой вклад в общее дело. Кроме того, дети с малых лет учатся распознавать и принимать свою собственную индивидуальность и индивидуальность окружающих.
Совместные игры могут усилить мотивацию ребенка к достижению цели, к еще большим успехам.
Внедрение STEM-технологий в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог с преподавателем и своими друзьями. Работая в команде, человек учится понимать потребности других, учится договариваться, спорить, доверять друг другу. Это и есть социализация. Взаимодействуя в кругу сверстников, дети учатся друг у друга. Они задают вопросы и тут же пытаются найти на них ответы. Постоянное обсуждение и мозговые штурмы помогают рассмотреть задачу со всевозможных сторон. И где у одного срабатывает логическое мышление, другой выдаёт творческую идею. А третий придумывает, как «подружить» первое со вторым, чтобы получить наиболее эффективное решение.
STEM-подход является своеобразным мостом между детьми абсолютно разного уровня развития навыков.
В результате такой инклюзивной работы:
1. Дети с ОВЗ получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
2. Происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
3. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
4. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Например, вот как проходит занятие в STEM-лаборатории «Эрудит» в нашем детском учреждении. Сначала дети смотрят короткий документальный фильм, играют в игры или делают специальные задания с преподавателем. У них появляется представление о различных живых существах или явлениях окружающего мира, вместе они проводят опыт, графически фиксируют записи в свои дневники или делают поделку на эту тему, таким образом дети получают знания опытно-экспериментальным путем. Затем они изучают тему по отдельности дома с родителями, предоставленный педагогом тематический материал. Дети смотрят видео, слушают аудио-записи, просматривают сайты в интернете - это время для самоизучения. Затем каждый ребенок может создать свой собственных проект на ту тему, которая ему наиболее откликнулась и увлекла его. Этот этап называется «созданием смысла».
Основная идея STEAM подхода такова: практика так же важна, как и теоретические знания. То есть, обучаясь, мы должны работать не только умом, но и руками.
«Ваши руки знают намного больше, чем вы думаете, что они знают!
Ваши руки знают то, что ваш ум не знает, что он знает!»
Работа STEM-педагога с детьми ОВЗ предполагает организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов и адаптации ребенка путем интеграции в общую образовательную среду детского сада.
Благодаря такому подходу STEM-педагог помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать мотивацию.
Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий - за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями расширить кругозор детей до бесконечности.
Интеграция STEM — это один из основных трендов в мировом образовании. Воспитывая интерес в области естественных и общественных наук у маленьких детей, мы значительно повышаем шансы на успех STEM в средней школе и высших учебных заведениях. Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности с применением инклюзивного подхода позволяет создать лучшую основу для освоения важных навыков для детей с ОВЗ.
А наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!