МААМ-картинки

Организация занятий коррекционной ритмики. Взаимодействие педагогов

Алла Фесенко
Организация занятий коррекционной ритмики. Взаимодействие педагогов

Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире.

В работах Т. А. Власовой и М. С. Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с ЗПР. Ряд исследователей (З. И. Калмыкова, В. Сухаревой, Н. В. Бабкина) указывают на недостатки произвольной сферы: детям трудно сосредоточиться, у них отмечаются трудности переключения внимания, им трудно удерживать задания, работать по образцу и инструкции. Эти нарушения у одних проявляются в неустойчивости психической деятельности, у других – в её заторможенности.

Публикация «Организация занятий коррекционной ритмики, Взаимодействие педагогов» размещена в разделах

В учебном плане специального детского сада выделен отдельный вид занятия «Коррекционная ритмика».

"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по "Коррекционной ритмике" построены на сочетании музыки, движения, речи.

Программа занятий по «Коррекционной ритмике» рассчитана для проведения двух занятий в неделю в 1 половине дня в старшей и подготовительной группе, всего 80 занятий в год. Длительность занятий в старшей группе – 30 минут, в подготовительной – 35. Занятия коррекционной ритмики начинаются с октября включительно по июль. (В сентябре – Диагностический период. Обследование детей с помощью игр и упражнений. Пробные занятия)

Коррекционно-развивающее содержание является центральным на занятии. Задачи этого направления прямо вытекают из качественного своеобразия развития детей с ЗПР.

Занятия имеют следующую структуру.

1. Вводная часть - двигательная разминка (4 - 5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.

2. Основная часть (20 - 22 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений (А, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики (Б, на развитие способности ориентироваться в пространстве (В, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности (Г). Кроме того, по необходимости, в основную часть включают игры различной подвижности.

3. Заключительная часть - 6 - 8 минут.

Включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

- комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Приведу примеры игр и упражнений каждого блока.

А). Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.

Игры и упражнения, направленные на:

- развитие мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц и основных видов движений;

- выработку правильной осанки, чувства равновесия;

- развитие точности, координации, плавности, переключения движений;

- преодоление двигательного автоматизма движений;

Музыкально-ритмические упражнения, направленные на:

- формирование чувства музыкального размера, темпа, ритма

- согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;

- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко);

- согласование движений с пением.

Игры и упражнения, направленные на развитие имитационно-подражательных выразительных движений

- под музыку,

- без музыки (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.)

Б). Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.

Игры и упражнения, направленные на

- развитие быстроты и точности реакции при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов;

- развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределение);

- развитие всех видов памяти;

- согласование слова и движений без музыкального сопровождения (слово управляет движением)

- развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

В). Развитие способности ориентироваться в пространстве.

игры и упражнения, направлены на развитие:

- ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений;

- оптико-пространственныой ориентировки в пространстве зала через движение;

- пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, выполнение действий на основе вербальной инструкции,

- умение отдавать команды (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. д.).

Г). Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

Игры и упражнения направленные на:

- понимание различных эмоциональных состояний, отдельных черт характера;

- развитие имитационно-подражательных выразительных движений и действий, отражающих различные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движение и действий. Развитие произвольности при выполнении движений и действий;

- развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.

Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояние здоровья.

Подробнее остановлюсь на взаимодействии в педагогическом процессе.

С дефектологом и воспитателями группы ЗПР взаимодействие заключается в следующем:

1. Изучение и внедрение передового опыта работы по коррекционной ритмике М. А. Косицыной, И. Г. Бородиной.

2. Анализ и согласование содержания каждого комплекса КР. (Часть упражнений упрощаем, видоизменяем; если упражнения направлены на одну цель, то сокращаем упражнения до одного, поскольку программа разработана для детей старшей и подготовительной группы, мы частично возвращаемся к материалу старшей группы).

3. Предварительная работа воспитателей по разучиванию текстов ведётся в группах, а также переносится на вторую гимнастику. (В комплексе много текстовых упражнений и дети должны проговаривать их и выполнять движения)

4. Предварительная работа музыкального руководителя по закреплению текстов, ритмического рисунка мелодий песен, упражнений, танцевальных движений отводится на музыкальных и индивидуальных занятиях. Ведётся подбор и запись музыкального репертуара в помощь воспитателям.

5. Обсуждение проблем и построение путей устранения недостатков в работе.

6. Обсуждение возможностей каждого ребёнка при усвоении программных задач КР;

7. Совместная выработка рекомендаций по поводу каждого конкретного ребёнка, анализ и корректировка путей и способов работы.

КР уже вошла в систему. Даёт положительный результат (улучшилась ориентировка в пространстве, синхронизация движений с текстом, часть упражнений дети выполняют самостоятельно под текст, произносимый педагогом). Таким образом, можно сделать вывод, что занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией.

Блоки коррекционно-развивающих задач,

реализуемых на занятиях КР.

А. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;

Б. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

В. Развитие способности ориентироваться в пространстве;

Г. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

Публикации по теме:

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР Задержка психического развития у дошкольников.

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация занятий коррекционной ритмики. Взаимодействие педагогов
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 22:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД