Алла Фесенко
Организация занятий коррекционной ритмики. Взаимодействие педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире.
В работах Т. А. Власовой и М. С. Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с ЗПР. Ряд исследователей (З. И. Калмыкова, В. Сухаревой, Н. В. Бабкина) указывают на недостатки произвольной сферы: детям трудно сосредоточиться, у них отмечаются трудности переключения внимания, им трудно удерживать задания, работать по образцу и инструкции. Эти нарушения у одних проявляются в неустойчивости психической деятельности, у других – в её заторможенности.
Публикация «Организация занятий коррекционной ритмики, Взаимодействие педагогов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В учебном плане специального детского сада выделен отдельный вид занятия «Коррекционная ритмика».
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по "Коррекционной ритмике" построены на сочетании музыки, движения, речи.
Программа занятий по «Коррекционной ритмике» рассчитана для проведения двух занятий в неделю в 1 половине дня в старшей и подготовительной группе, всего 80 занятий в год. Длительность занятий в старшей группе – 30 минут, в подготовительной – 35. Занятия коррекционной ритмики начинаются с октября включительно по июль. (В сентябре – Диагностический период. Обследование детей с помощью игр и упражнений. Пробные занятия)
Коррекционно-развивающее содержание является центральным на занятии. Задачи этого направления прямо вытекают из качественного своеобразия развития детей с ЗПР.
Занятия имеют следующую структуру.
1. Вводная часть - двигательная разминка (4 - 5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
2. Основная часть (20 - 22 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений (А, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики (Б, на развитие способности ориентироваться в пространстве (В, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности (Г). Кроме того, по необходимости, в основную часть включают игры различной подвижности.
3. Заключительная часть - 6 - 8 минут.
Включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.
Кроме того, в структуру занятия включаются :
- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;
- комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Приведу примеры игр и упражнений каждого блока.
А). Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.
Игры и упражнения, направленные на:
- развитие мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц и основных видов движений;
- выработку правильной осанки, чувства равновесия;
- развитие точности, координации, плавности, переключения движений;
- преодоление двигательного автоматизма движений;
Музыкально-ритмические упражнения, направленные на:
- формирование чувства музыкального размера, темпа, ритма
- согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;
- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко);
- согласование движений с пением.
Игры и упражнения, направленные на развитие имитационно-подражательных выразительных движений
- под музыку,
- без музыки (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.)
Б). Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
Игры и упражнения, направленные на
- развитие быстроты и точности реакции при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов;
- развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределение);
- развитие всех видов памяти;
- согласование слова и движений без музыкального сопровождения (слово управляет движением)
- развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
В). Развитие способности ориентироваться в пространстве.
игры и упражнения, направлены на развитие:
- ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений;
- оптико-пространственныой ориентировки в пространстве зала через движение;
- пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, выполнение действий на основе вербальной инструкции,
- умение отдавать команды (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. д.).
Г). Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
Игры и упражнения направленные на:
- понимание различных эмоциональных состояний, отдельных черт характера;
- развитие имитационно-подражательных выразительных движений и действий, отражающих различные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движение и действий. Развитие произвольности при выполнении движений и действий;
- развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояние здоровья.
Подробнее остановлюсь на взаимодействии в педагогическом процессе.
С дефектологом и воспитателями группы ЗПР взаимодействие заключается в следующем:
1. Изучение и внедрение передового опыта работы по коррекционной ритмике М. А. Косицыной, И. Г. Бородиной.
2. Анализ и согласование содержания каждого комплекса КР. (Часть упражнений упрощаем, видоизменяем; если упражнения направлены на одну цель, то сокращаем упражнения до одного, поскольку программа разработана для детей старшей и подготовительной группы, мы частично возвращаемся к материалу старшей группы).
3. Предварительная работа воспитателей по разучиванию текстов ведётся в группах, а также переносится на вторую гимнастику. (В комплексе много текстовых упражнений и дети должны проговаривать их и выполнять движения)
4. Предварительная работа музыкального руководителя по закреплению текстов, ритмического рисунка мелодий песен, упражнений, танцевальных движений отводится на музыкальных и индивидуальных занятиях. Ведётся подбор и запись музыкального репертуара в помощь воспитателям.
5. Обсуждение проблем и построение путей устранения недостатков в работе.
6. Обсуждение возможностей каждого ребёнка при усвоении программных задач КР;
7. Совместная выработка рекомендаций по поводу каждого конкретного ребёнка, анализ и корректировка путей и способов работы.
КР уже вошла в систему. Даёт положительный результат (улучшилась ориентировка в пространстве, синхронизация движений с текстом, часть упражнений дети выполняют самостоятельно под текст, произносимый педагогом). Таким образом, можно сделать вывод, что занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией.
Блоки коррекционно-развивающих задач,
реализуемых на занятиях КР.
А. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;
Б. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
В. Развитие способности ориентироваться в пространстве;
Г. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.