МААМ-картинки

Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента «Занавеска (шаршау)»

земфира каримова
Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента «Занавеска (шаршау)»

Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с особенностями быта башкир.

2. Закреплять представления детей об отдельных элементах внутреннего пространства жилища:

занавесь (шаршау) разделяет башкирское жилище на два неравных отделения: большее — мужское (гостевое, меньшее — женское.

Публикация «Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента „Занавеска (шаршау)“» размещена в разделах

3. Познакомить детей с особенностями художественного оформления занавеси (цветовое решение, особенности орнамента, его композиции, техническое исполнение: вышивка, тканый узор).

4. Закреплять умение детей использовать шаблоны, знакомые приемы вырезания ножницами.

5. Развивать композиционные умения.

Предварительная работа:

Загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит избу пополам» (занавесь — шаршау).

Материалы и пособия:

1. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки.

2. Шаблоны отдельных мотивов башкирского орнамента («ку-скар», лесенка и др.).

3. Длинные бумажные прямоугольники (1/2 листа, разрезанного вдоль).

Задание: Оформить занавесь орнаментальным узором.

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, мы сегодня приглашены в гости нашими друзьями Айгуль и Салаватом в башкирскую юрту (куклы здороваются с детьми и приглашают войти в юрту). Осмотритесь и отгадайте загадки «Ее место там, где невеста», «Липнет к углам, делит юрту пополам». Что это такое?

Да, это занавесь — шаршау. Для чего в башкирской юрте и избе использовали занавесь? Она разделяет юрту на две неравные части. Большая часть юрты как называется? Мужская половина. А меньшая? Женская. Посмотрите, что здесь располагается. Посуда, печь, пищевые припасы. Она была менее почетной. Это хозяйственная часть жилища. Левая половина была более просторной и нарядной. Как вы думаете, для чего так украшали эту половину юрты? Здесь встречали гостей, и эту часть юрты называют еще гостевой. А знаете, как еще использовали занавесь — шаршау? При проводах невесты из родительского дома или при встрече в доме жениха она шла под растянутой над ее головой шаршау. Эта занавесь как бы оберегала ее от зла, недоброго взгляда.

Рассмотрим образцы таких занавесей. Орнамент на занавесях покрывает все центральное поле, обрамленное широкой каймой. Какие фигуры вы видите в узорах орнамента? В основном это квадраты, ромбы и многоугольники. Считается, что ромбовидный узор приносит благополучие, удачу в дом, оберегает от несчастий. А каких цветов больше в узорах? Да, на шаршау мастерицы использовали в основном теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться. Для этого и применялся такой орнамент.

Посмотрите, какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? Красный и зеленый, красный и желтый, желтый и зеленый и т. д. Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца.

Продолжая беседу с детьми, подчеркнуть, что в каждом случае народная мастерица продумывает, какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным, чтобы он не был похож на орнаменты других мастериц.

Дания предлагает выполнить занавесь в технике аппликации для подарка ее друзьям. Вспомнить с детьми, как можно использовать шаблоны элементов башкирского узора. Выяснить, какого цвета они возьмут фон, как расположат узор на заготовке: в середине или только по кайме и т. д.

В итоге Амир и Дания отбирают аппликации, в которых переданы разные варианты выполнения задания. При этом важно проанализировать их с точки зрения отображения красоты цветовых сочетаний элементов, ритмичности их наклеивания, аккуратности выполнения аппликации, адекватности башкирским орнаментам. Поощрять творческие проявления в подборе сочетаний цветов и расположении элементов в орнаментах.

Публикации по теме:

Организованная образовательная деятельность «Прогулка в весенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад) №13 «Сказка» Организованная образовательная деятельность «Прогулка.

Творческая группа по реализации регионального компонента через инновационную деятельность в ДОУ № Тема Сроки Ответственные Задания Результат 1 Первое плановое заседание: - составление и утверждение плана работы на 2016-17 учебный год.

Сценарий конкурса в рамках реализации национального хакасского компонента «Абахай Тирегес» Сценарий конкурса "Абахай Тирегес" 1. Ведущий:Здравствуйте уважаемые гости, в этот солнечный погожий денек, мы рады приветствовать вас в.

Конспект СИД по реализации национального компонента «Народные игры. Игра «Баайа» Воспитатель МБДОУ «Елечейский детский сад «Кэнчээри» Мегино-Кангаласского улуса РС (Я)   Старкова Наталья Николаевна                       .

Организованная образовательная деятельность «Я и мои друзья» Цель: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». Задачи: Образовательные:.

Организованная образовательная деятельность «Краски осени» Организованная образовательная деятельность «Краски осени» (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Задачи: 1. Закрепить приметы поздней осени.

Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию «На лугу» Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию (средняя группа 4-5 лет) С. Н. Бондаренко «НА ЛУГУ» ПРОГРАМНОЕ.

Организованная образовательная деятельность «Подарки золотой осени» Тема организованной образовательной деятельности «Подарки золотой осени» ЦЕЛЬ: Развитие познавательно- речевых навыков у детей младшего.

Организованная образовательная деятельность «Путешествие капельки» Тема: «Путешествие капельки.» Цель: Продолжать формировать целостную картину мира, знакомить детей с явлениями природы, закреплять знания.

Сценарий развлечения в рамках реализации национального компонента ханты и манси в подготовительной группе «Вороний день»Сценарий развлечения в рамках реализации национального компонента ханты и манси в подготовительной группе «Вороний день» Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения "Вороний день", который основан на традициях народа ханты.

Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по реализации национального компонента «Занавеска (шаршау)»
Опубликовано: 30 марта 2017 в 08:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД