Табулдина Лэйсэн
Конспект ООД по речевому развитию «Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Рябинушка» общеразвивающего вида с. Красноусольский МР Гафурийский район Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность
по речевому развитию
«Родина моя»
Дети-логопаты подготовительной группы
Учитель-логопед первой категории:
Табулдина Лэйсэн Исламовна
Лексическая тема:
«Моя Родина»
Март, 2018
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Приоритетные образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
Цель: автоматизация звука Ризолированно, в слогах, словах, предложениях, стихах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжить знакомство детей с понятием «Родина» и однокоренными словами;закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан; развивать познавательные способности, продолжать учить детей правильно произносить звук Р изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
Коррекционно-развивающие : развивать фонематические процессы, память, внимание, мышление, просодику, навыки словообразования; упражнять в правильном произнесении слов сложной слоговой структуры, умении составлять сложные предложения.
Коррекционно- воспитательные: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордится своей страной.
Материалы и оборудование: ИКТ- компьютер, лэпбук, иллюстрации флага и герба России и Башкортостана, портреты президентов России и Башкортостана, куклы в национальных костюмах, флажки на подставке, конверты с заданием (флаги) для каждого ребенка, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, дудочка, балалайка, курай, мнемотаблица, индивидуальные зеркала, платок.
Предварительная работа:
Работа над связной речью, обучение пересказу по рассказу «Мое Отечество» К. Д. Ушинского; По дидактическому наглядному материалу «Национальные, народные обычаи» автоматизированы слова по лексическим темам «народности», «народные инструменты»
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент. Звучит куплет песни «С чего начинается Родина?» И. Дунаевского, в исполнении М. Магамаева. Дети заходят в кабинет, становятся в круг, берутся за руки.
- Доброе утро ребята! Дружба начинается с улыбки! Давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Подарите улыбки и нашим гостям.
Логопед: Широка страна моя родная поется в песне Сегодня наше занятие посвящается нашей великой стране –Россие- нашей Родине. Мы с вами будем много говорить слово Родина. Сначала давайте произнесем нашу речевку :
Дети: Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно,чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Дыхательная гимнастика
Красиво разговаривать нам поможет дыхательная гимнастика.
Вдохнули глубоко-
Нам прекрасно и легко.
Выдох через рот-
Мы здоровы вот.
Вдох и выдох повтори.
Ик учебе примени.
Нам дышится легко и глубоко.
Раз,два,три вдох через нос
Раз,два,три,
Выдох через рот
Раз,два,три
Повтори (короткий – длинный вдох и выдох
Компьютерная распевка гласных звуков.
А-У-А-О-А-И Поются протяжно---АОУИЭ – АОУИЭ Поются быстро, отрывисто- по 2 раза.
Гимнастика для глаз
Посмотрите далеко, посмотрите близко
Посмотрите высоко, посмотрите низко.
Руку правую веду, а потом веду другую.
И огромный, круглый шар
Я глазами нарисую.
Основная часть.
Логопед: Чтение рассказа.
К. Д. Ушинский. Наше отечество.
«Наше отечество, наша родина- матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете разных стран, но одна у человека родная мать – одна у него и родина»
Родиной мы называем страну, в которой мы живем. Наша Родина – Россия. А малая наша родина Башкортостан. В дружбе живут люди разных национальностей. И в вашей группе есть дети разных национальностей. Мы все дружные. Посмотрите на красивые наряды кукол. По традиции у каждого народа есть отличительные наряды. Давайте назовем национальности. ОткроемЛэпбук
- Ребята, в народе говорят «Самое дорогое, что есть у человека- это мама и Родина». А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: достигать полных ответов (Правило 5 слов) Как называется наша Родина? Имя нашей Родины, конечно, знаете вы. Давайте произнесем ее хором – Россия, Русь. Дети хором А мы живущие в ней –Россияне. (слоговое проговаривание)
На какой планете находится наша Родина - Россия? (На планете Земля).
Как называется материк, на котором находится наша страна? (Евразия). Наша Родина большое и красивое государство. В словах Родина, Русь Россияне, какой звук мы часто слышим и произносим?
Логопед: Правильно. В каждом слове есть звук Р. Звук Р стоит в начале слова или в конце?
Дети отвечают полным предложением. Правило 5 слов.
Артикуляция
Логопед: вспомним артикуляцию и правильно произнесем наш звук РЗубы сближены, но не соприкасаются. Губы в улыбке,широкий, расслабленный язык в форме «Чашечки». Делаем «Грибочек»
Компьютерная игра «Сказка о веселом языке» (Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Р- «Бегемотик», «Лягушка», «Хоботок», «Змейка», «Лошадка»)Дети выполняют
Звукопроизношение
Компьютерная игра. Логопедическое видео. Автоматизация Звука Р
Логопед А теперь произнесем красиво, четко и неторопливо слова- Родина, Россияне,Русь, Рождение, Рождество. Следим за правильным произношением звука Р.
Физминутка
Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте)
От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)
А. Прокофьев.
Лэпбук.
Дети повторяют слова сложной слоговой структуры.
Слоговая структура.
Логопед. Есть слова похожие на слово Родина - они называются родственными, однокоренными. Внимательно послушайте слова: род, родимый, родная, родился, рождение, рождество, рождественский. Поделим слова на слоги. Какой звук чаще всего произноситься в этих словах? Дидактическая игра: Слоговой домик.
Дети. Добиваться полного ответа
Грамматический строй речи
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно, используя слова моя Родина. Отвечать надо быстро, громко и правильно.
1. На карте обозначена …. моя Родина.
2. Я очень люблю…мою Родину.
3. Сегодня мы говорили о …моей Родине.
4. Я горжусь …моей Родиной
Логопед: Предлагаю вам игру. Давайте попробуем сплести венок из слов. Все слова связаны темой Родина. Я задаю вам вопрос и бросаю мяч. Вы ловите его и отвечаете. Кто отвечает, бросает мяч мне.
1. Россия, какая? (Великая, красивая, милая, необозримая, богатая, сильная….)
2. Что еще красивое в России? (Горы, реки, моря, города, деревни)
3. А какое дерево является символом России? (Береза).
4. Почему Родину называют кормилицей, матушкой Россией?
5. Почему Родину называют отчизной?
Логопед: прочитаем пословицы и поговорки о Родине.
Жить - Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика - будет Родина крепка.
На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Чужбина – калина, Родина - малина.
Береги Родину, как зеницу ока.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать ее.
Логопед: Родина наша очень красивая. Давайте посмотрим на красоту в стихах. Автоматизация в стихах. Рассказывает ребенок (Домашнее задание)
Михаил Пляцковский Родина
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
Логопед: - Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки-символы. Давайте их вспомним.
- Верно, герб, флаг и гимн. (По карточкам)
Дидактическая игра. Собери из полосок флаги России и республики Башкортостан.
- Рассмотрите флаг России. Сколько полосок? Какого цвета полоски? Эти цвета выбрали не случайно. Белый цвет- цвет чистоты, красный цвет - цвет храбрости, Победы синий цвет - цвет неба, морей, рек. Самый главный человек нашей страны - это наш президент Владимир Владимирович Путин.
Посмотрите — это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг- внутри которого находится цветок курая.
- Что означают цвета на флаге Башкортостана?
-Синий означает небо- ясность, чистоту помыслов народов республики.
-Белый — воздух, миролюбие, открытость.
-Зеленый- землю, зеленую траву, богатые леса, поля и горы, свободу, мудрость, вечную жизнь.
-Цветок курая — символ дружбы народов, национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свою любовь к родине.
Фонематический слух
Игра на инструментах. Слова произносятся под определенный ритм.
Звучит 1 куплет песни А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского «Родина моя»в исполнении С. Ротару. (Автоматизация звука Р в стихах)
Я, ты, он, она.
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья.
В слове мы сто тысяч я.
Большеглазых, озорных,
Черных рыжих, и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Физминутка
Игра «Юрта». (Мелодия курая)
Анализ занятия: Ребята, Вот и подошло к концу наше путешествие по нашей любимой Родине. Расскажите, пожалуйста,что нового вы узнали.
Ответы детей по мнемотаблице.
Логопед: В завершении вместе скажем:
Мы семья. Мы народ. Мы едины.
Вместе мы не победимы!
Литература:
1. Логопедия. Практическое пособие. /2013г. Ростов на Дону/
2Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. /Е. С. Алмазова Москва просвещение. 2010./
3. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. /И. Е. Аверина. Москва 2006./
4. Мой край – Башкортостан. /Ф. Н. Фазлыева. Уфа 2003/
5. Интернет ресурсы.