Анна Клейносова
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие на Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и пополнение представлений детей о природных богатствах родной страны. (о. Байкал)
Задачи:
Образовательные :
Познакомить с природным разнообразием родной страны (животный и растительный мира Прибайкалья, лекарственные растения;);
Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы, пополняя словарный запас; закреплять умение подбирать слова-определения;
Развивающие:
Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
Публикация «Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе „Путешествие на Байкал“» размещена в разделах
Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;
Развивать, память, внимание, обоняние, умение логически мыслить;
Воспитательные:
Формировать экологическое мировоззрение детей;
воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей;
Методы:
Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.
Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.
Практические – движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.
Игровой - игра с мячом «Опиши озеро».
Материалы и оборудование: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, карточки с фигурами, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, мешочки с травами, зеленая ткань, поддоны для раздаточного материала, альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, камень.
Ход ООД
Воспитатель: Дети, сегодня утром нам принесли посылку. Хотите узнать, что внутри? Здесь что-то написано. Кто умеет читать? Давайте прочитаем и узнаем скорее что же там.
«Детям группы «Одуванчики».
Узнать, что внутри, вам поможет загадка»
Загадка: На нём уместилась
Вся наша Земля: моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь — в руках унесёшь.
(глобус)
Воспитатель: Дети, а что такое глобус? (ответы детей) верно,глобус – уменьшенная модель Земли. Давайте мы его рассмотрим.
Воспитатель: Скажите, а глобус однотонный?
Какие цвета есть на глобусе и что ими обозначают?
А какого цвета больше всего на глобусе?
Воспитатель:. Это все океаны, моря, реки, озера. Океаны очень большие, огромные. Моря поменьше, а озера могут быть совсем маленькие, но есть и большие. Вода занимает 70 % земной поверхности. Наша страна - Россия омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе). На территории России протекает около 120 тысяч рек. Реки страны – это настоящее богатство. Они являются главным источником пресной воды. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством.
А вы знаете как называются самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.
( слайды: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара)
Озёра – тоже очень важная часть природы России. Среди всех озёр России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал. Озеро Байкал – гордость России, самое большое в мире.
Ребята, а хотите отправиться в путешествие и посмотреть о. Байкал (да)
А на чём можно путешествовать? На чём путешествовали вы? (Ответы детей)
Я предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре, чтобы мы смогли посмотреть всю красоту нашей российской природы!
Чтобы в небо нам взлететь,
Нужно правильно нам сесть.
На билет свой посмотри,
Место нужное займи!
- Возьмите билеты. Посмотрите внимательно и найдите на стульчике соответствующие рисунки. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.
Шар поднимается,
Путешествие начинается.
Посмотрите внимательно по сторонам.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Смотрите, какая красота открылась перед нами.
(слайд о. Байкал)
1. Озеро Байкал - самое глубокое и большое озеро на всей планете. Его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно.
Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма.
Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?
Игра с мячом «Опиши озеро»
2. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.
( слайды: голомянка, хариус, омуль, сиг)
Ребята, но в озере, кроме рыб, живут еще очень интересные и удивительные обитатели. Может кто-нибудь знает о ком пойдёт речь.
( слайд: нерпа)
Байкальская нерпа - единственный в мире вид тюленя, который живет в пресной воде. Живут нерпы 55-56 лет. Нырять могут под воду на 25-30 мин. Спит нерпа тоже под водой. Детенышей нерпа рождает на берегу, в снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им быть не замеченными на снегу и называют их бельками.
3. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.
Давайте посмотрим какие же ягоды растут около Байкала
( слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)
А теперь давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод.
Но прежде нам надо размяться.
Физкультминутка. А в лесу растёт черника.
А в лесу растёт черника,
ежевика и брусника
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Соберите разрезанную картинку и расположите ягоды там, где они растут. (1-Прибайкалье, 2-Воронежская область, 3-и там и там)
4. Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.
Кто знает этот запах? Это мята. Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.
Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.
Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.
А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?
Ну, что отдохнули? Можем отправляться дальше гулять по окрестностям Байкала? (даа)
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена)
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
(слайд ходульные деревья)
5. Ребята, обратите внимание какие сказочные странные деревья.
Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.
7. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь) (слайд)
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук) (слайд)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса) (слайд)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц) (слайд)
А каких животных мы можем встретить у нас в Воронежской области?
Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена)
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.
Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.
А что вы помните?
Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.
Вот мы и прилетели.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? А где мы были?
Вы знаете, что у любой страны есть свои отличительные знаки. Кто скажет что это? (флаг, герб)
Флаг России — триколор, герб- двуглавый орел. ( слайд: флаг, герб РФ) У нашего города Воронеж тоже есть герб. ( слайд: герб Воронежа) А у Байкала есть герб? (нет) давайте мы с вами придумаем и нарисуем герб для озера Байкал и отправим свои рисунки в Сибирь. Чтобы и у озера был свой герб.