Екатерина Лазарева
Организованно-образовательная деятельность с детьми 6–8 лет по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Алатыря Чувашской Республики
Организованно-образовательная деятельность
с детьми 6-8 лет по программе «Социокультурные истоки»
Воспитатель: Лазарева Екатерина Сергеевна
Возрастная дошкольная группа: подготовительная к школе группа
Занятие по Программе №2
Месяц проведения - октябрь 2022
Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Традиции Слова»
Публикация «Организованно-образовательная деятельность с детьми 6–8 лет по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
Тема итогового занятия: «Напутственное слово», ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова».
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобщение детей, родителей и педагогов к традиции напутственного слова;
- формирование духовно-нравственного стержня личности ребенка старшего дошкольного возраста;
-обогащение словаря детей образными выражениями сказок;
- использование развернутых словесных объяснений детей в общении на основе народных пословиц.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать инициативной речи детей о значении напутственного слова;
- развитие способности детей получать родительское благословение, активно использовать напутственное слово в своей речи;
- развитие интонационной выразительности речи детей и эмоционально-образного восприятия героев сказок;
-создать условия для развития диалогической и монологической форм речи детей; (отвечать на вопрос педагога, говорить самостоятельно в круге, понятно формулировать свои мысли и др.);
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные способности детей (готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта);
-развивать адекватную самооценку детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать желание стремиться прожить жизнь достойно и честно;
- содействовать воспитанию дружного коллектива детей дошкольной группы;
- создать условия для воспитания уважительного, внимательного, доброжелательного отношения к окружающим тебя людям;
-воспитание в детях доверие опыту старших.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательная, речевая, музыкальная, двигательная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации : подгрупповая деятельность (12 человек); совместная и самостоятельная деятельность детей.
Формы реализации детских видов деятельности : декламация стихотворения; диалог с педагогом; беседа о доброте; рассказы из личного опыта; восприятие иллюстраций эпизодов сказки; восприятие отрывков из сказок; размышления над содержанием пословиц и поговорок; физкультминутка; работа в тетрадях для развития; работа в круге
Оборудование или материал к ННОД: книги для развития детей 6-8 лет «Напутственное слово»; иллюстрации к произведениям; солнце и солнечные лучи, вырезанные из картона; песочные часы; простые карандаши, магнитная доска.
Предварительная работа по плану интеграции:
- чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; сказки К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце»
- заучивание пословиц и поговорок;
- чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь»
- беседа о роли родительского благословения в жизни человека
Место проведения: групповая комната
Ход занятия.
Присоединение:
Воспитатель: Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Быстро за руки возьмемся,
И в кружочек соберемся.
Если хмурится с утра,
Нам поможет доброта!
Воспитатель: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?
( Ответы: Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова, любовь к своим родным, помощь родным…)
Воспитатель: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям. Хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.
А вот, раньше в старину говорили: «Ласковое слово - что весенний денек»
Как вы это понимаете?
( Ответы: весенний день солнечный, теплый, яркий. Значит и ласковое слово такое же)
Воспитатель: Ласковое слово теплое, нежное поднимает настроение всем, дает хороший заряд на целый день. И нам от ласкового слова так же радостно, как при весеннем деньке. Предлагаю вам взять солнышко в руки и, передавая его, сказать друг другу ласковое слово. (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого - самого доброго пути.
Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»?
( Ответы: Когда провожаем на работу маму, папу, брата, сестру.)
Воспитатель: : слова «Доброго пути» это слова - напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Проходите на стульчики, мы побеседуем о напутственном слове
Воспитатель: Вы знакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом, как он назывался?
Дети: Ветер и солнце.
Воспитатель: Как же солнцу добротой и лаской удалось добиться гораздо больше?
( Ответы: Они поспорили кто сильнее, ехал путник и решили они проверить на нем, из-за кого он снимет плащ. Ветер дул, злился, а путник сильнее закутывался, тогда солнце пригрело, приласкало,и путник сбросил плащ.)
Воспитатель: правильно, ребята. Также и мы с вами- если человек проявляет доброту, нам хочется с ним общаться, мы раскрываемся и тянемся к нему, как к солнышку. А со злым человеком нам разговаривать не хочется, мы готовы закрыться от него.
(обращаю внимание на мольберт, где расположена иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»)
Воспитатель: ребята, к какой сказке относится эта иллюстрация?
Дети: Василиса Прекрасная
Воспитатель: Что помогало Василисе в жизни? Какими словами благословила матушка Василису?
Расскажите, как помогало в жизни Василисе матушкино благословение?
Дети: Куколка. Матушка сказала, я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Воспитатель: А вы сможете узнать волшебные напутственные слова?
Дети: Да сможем
Воспитатель: Тогда слушайте.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из сказок из книги для развития детей «Напутственное слово».
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово :
«Бог с тобою, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику, мне покою,
Избу просит сварливая баба.
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе, с богом,
Так и быть, изба вам уж будет.»
Воспитатель: Найдите напутственные слова в этих отрывках.
Кто автор этого произведения?
А для чего нам нужны напутственные слова?
Дети: Что бы путь был легким, добрым
Воспитатель: правильно. Недаром говорится: «Доброе слово сказать, что посошок в руку дать»
Физкультурная минутка
Игра «Кто пожелал тебе доброго пути?» (по типу игры «Кто позвал?»)
Воспитатель: вы много назвали добрых напутственных слов, проходите к столам.
Воспитатель предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».
Активное занятие «Напутственное слово»
Подготовительный этап :
Воспитатель: Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.
Индивидуальный этап:
Воспитатель: Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу (воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание)
Хорошей дороги, хороших попутчиков!
В добрый путь!
Ангела Хранителя!
С Богом!
Счастливого пути!
Время работы – 3 минуты.
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
Работа в паре:
Воспитатель: Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.
Время работы - 3 минуты, за 30секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка:
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его. Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, во время справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие напутственные слова вам больше всего понравились и запомнились?
Воспитатель: Какие из них вы хотели бы чаще слышать и произносить?
Возьмите лучи солнца, назовите напутственное слово и прикрепите их к
нашему солнышку. Они будут помогать нам в жизни,
Воспитатель: Я предлагаю вам дома вместе с родными нарисовать иллюстрацию к сказке Василиса Прекрасная, а потом в детском саду рассказать и показать всем этот рисунок.
Спасибо за работу.
Используемая литература:
1. Напутственное слово. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – Издательский дом «Истоки», 2016.
2. Напутственное слово. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (6-7 лет). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. – Издательский дом «Истоки», 2016.
3. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М. : Издательский дом «Истоки», 2019.-224с.
4. Истоковедение. Том17. – М. : Издательский дом «Истоки», 2021.-216с.