Светлана Григорова
Оркестр как вид музыкальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей детей. Игра в оркестре (ансамбле) является одним из важных видов музыкальной деятельности. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей : повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии. Помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.
Публикация «Оркестр как вид музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах
Выдающиеся музыканты – просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчёркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Работа с оркестром – это уникальная возможность:
- проявлять внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
Дети, становятся деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю в начале учебного года, с детьми второй младшей группы. Ребята должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, знать и различать звучание бубна и погремушки. С музыкальными инструментами знакомлю постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. Для занятий с дошкольниками данного возраста использую русские народные песенки, попевки, потешки.
На занятиях важно создать радостное настроение, вызвать у малышей интерес к общению с музыкой. Вот в гости пришёл мишка и принёс с собой погремушки. Дети рассматривают их, учатся правильно держать, извлекать звук. После того, как ребята изучили погремушки, мишка предлагает поиграть в игру. Звучит музыка, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость и учит различать тихое и громкое звучание.
Для развития тембрового слуха проводится музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала я даю 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем увеличиваю количество до 4 – х.
В середине учебного года со второй младшей группой закрепляю знания детейо музыкальных инструментах, с которыми они познакомились в начале года, представляю новые – барабан и ксилофон. Предлагаю творческие задания с бубном. Ребёнок передаёт ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием, играя на бубне, затем передаёт инструмент по кругу.
Для развития чувства ритма, умения передавать несложный ритмический рисунок, использую ударные инструменты. Исполняя попевку «Петушок», предлагаю сыграть оркестром на бубнах, ложках, погремушках.
В средней группе предусматривается игра на ксилофоне. У дошкольников развивается мелодический слух, чувство ритма и музыкальная память. В ходе игры дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки ксилофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала ребята учатcя точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать ритмический рисунок попевки. Дети учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять, не опережать и не отставать. Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать свою партию, дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки.
Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В средней группе во время игры на ксилофоне требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию. В старшей необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать иргу. Ребята играют на музыкальных инструментах по одному, а затем небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.
В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик», у детей развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поём попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Дошколята предлагают к исполнению на ксилофоне полюбившиеся народные мелодии, включают в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, бубны, получается оркестр.
Дети подготовительной группы владеют такими инструментами как: ксилофон, гусли, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и другие инструменты. Перед дошкольниками ставятся задачи : научиться играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русскими народными песнями, предлагаю детям назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этих песен кроме ксилофона.
Детское музицирование: способствует развитию внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, формирует музыкальное мышление.
У детейво время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов.
Для повышения мотивации у старших дошкольников к игре в оркестре, посещаем концерты в городской детской музыкальной школе, а так же приглашаем учащихся музыкальной школы на мероприятия к нам в детский сад. Благодаря такому взаимодействию, у детей заметно повышается интерес и стремление обучаться игре на музыкальных инструментах.
В ходе реализации театральной деятельности в учреждении перевоплощаясь в героев различных сказок, ребята с удовольствием исполняют музыкальные произведения. Радуют игрой на традиционных музыкальных инструментах, а так же инструментах сделанных своими руками из пластиковых коробочек и баночек, крышек и жестяных коробочек.