Получи документы

Ошибки воспитателей при развитии навыков элементарного звукового анализа

марина мячина
Ошибки воспитателей при развитии навыков элементарного звукового анализа

Работая над развитием простых форм звукового анализа в средней группе (умение подбирать слова, начинающиеся на определенный звук) воспитатели продолжают развивать навыки звукового анализа в старшей, а затем и в подготовительной к школе группе.

Публикация «Ошибки воспитателей при развитии навыков элементарного звукового анализа» размещена в разделах

Опыт многолетней работы учителем -логопедом и постоянное наблюдение за проведением занятий по звуковому анализу --- позволяют выявить ряд типичных ошибок, которых можно избежать:

1. Называние согласной буквы, соответствующей звуку с призвуком гласных (вэ. пэ. ка. эль);

Детям сложно удерживать в памяти звуки, которые соответствуют той или иной букве. Называя букву Л «эль», П «пэ», Р «эр», ребенку сложно сопоставить ее с данными звуками [Л], [П],[ Р]. У детей возникает путаница, которая часто приводит к нарушению процесса слогообразования (вместо «па» читают «пэа»).

Переучить их потом очень сложно.

2. Ошибки в последовательности изучения места звука в слове;

У старших дошкольников не в полной мере сформированы пространственные отношения. Поэтому оперировать понятиями «начало слова, середина слова, конец слова» детям очень сложно. Особенно детям-логопатам, а их в старшей группе практически 70%. Опыт работы и рекомендации авторов (Н. С. Жукова, О. С. Гомзяк и др., показывают,что дошкольнику легче вычленять сначала гласный звук под ударением в начале слова (астры, окна, ива, аист, удочка, эхо); согласный звук в конце слова (дом, мак, нос); согласный звук в начале слова.

А когда позиция «начало-конец» достаточно усвоена, можно приступить к закреплению понятия «середина слова». Хотя сам термин «середина» детям давно знаком. Но вычленить заданный звук в середине слова сложно. Определять звук в середине слова дети начинают только к концу старшей группы, рассуждая так: «звук не в начале слова и не конце, значит он в середина слова».

3. Ошибки в подборе речевого материала для определении позиции звука в слове;

Приходиться слышать, как для определения гласного звука в начале слова детям предлагаются слова: абрикос, огурец, улитка, этаж и т. д.

В этих словах гласный звучит в безударной позиции редуцированно.

Мы в своей работе используем такие слова: имена - Алик, Аня, арка, остров, осень, ослик, облако, озеро, обувь, ус, уши, улица, ухо, имена - Инна, Ира, Игорь, ива, избы, иглы, искры, иволга, имена – Эмма, эму, эхо и т. д.

Такая же ситуация происходит при определении согласного в слове. Не нужно забывать, что звонкие согласные в конце слова оглушаются. Это нарушает фонетический принцип правописания. Такие слова как «зуб, арбуз, нож, дуб, лев, глаз» нельзя использовать для определения согласного в конце слова. При изучении звонких согласных нужно опустить позицию «конец слова».

Не стоит бояться новых слов, даже если их сложно подкрепить наглядным материалом. Предварительная работа поможет воспитателям обогатить словарь и расширить кругозор детей.

4. Ошибки в подборе речевого материала для определения твердости и мягкости звуков;

Многие самоуверенные специалисты дают для определения мягкости cогласного звука слова со стечением согласных (стена, гвозди, кисть). Например, просят выполнить звуковой анализ слова «гвозди». Ребенок затрудняется характеризовать звуки по твердости- мягкости, т. к. в результате ассимиляции в этом слове звук, стоящий перед мягким согласным тоже смягчается.

Надеемся, что наши рекомендации помогут воспитателям в дальнейшей работе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обучению детей грамоте «Звуковой калейдоскоп».Дидактическая игра по обучению детей грамоте «Звуковой калейдоскоп». Цель:развитие звукового анализа слов. Для изготовления игры я взяла крышку коробки для обуви,цветную бумагу,верхние части пластиковых.

Дидактическая игра по развитию речи «Зебра» Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Таким образом играя с детьми мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ошибки воспитателей при развитии навыков элементарного звукового анализа
Опубликовано: 4 июня 2014 в 18:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД