Приложение МААМ

Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями

яна шипицына
Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности внимания детей с нарушением интеллектуального развития.

Многие ученые занимались проблемой изучения внимания как когнитивного психологического процесса. Некоторые считают внимание самостоятельным процессом, в то время как другие ученые связывают внимание с другими процессами (восприятием, памятью, мышлением, так же они рассматривают внимание как самостоятельный процесс или особенность других процессов. В современной российской психологии большинство исследователей определяют процесс внимания как сосредоточенность психики (сознания) на определенных важных для человека объектах (ситуативных или стабильных); это концентрация психики (сознания, означающая высокий уровень психической активности (эмоционально-перцептивной, интеллектуальной, двигательной).

Публикация «Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Следовательно, внимание существует как особенность различных психологических процессов. Оно не имеет собственного содержания, а проявляется внутри восприятия, речи, мышления, представления и других психических процессов, но так же внимание обладает определенными свойствами и их нарушение приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

При маленьком объеме внимания – ребенок не может одновременно сосредоточиться на нескольких предметах и удерживать их в уме.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.

При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно, без ошибок, выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредотачивать внимание по требованию.

Развитие внимания влияет на познавательную активность ребенка и успешность учебного процесса ученика. Если объем активного произвольного внимания сужается, у ученика возникают трудности с пониманием ситуации задания. При недоразвитии врожденного речевого и слухового внимания будут очевидные ошибки в письме.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что внимание играет большую роль в развитии личности не только нормально развивающегося ребенка, но и ребенка с умственной отсталостью. По сравнению с нормальными сверстниками, дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) обладают меньшим вниманием. Когда они смотрят на объект, они могут видеть в нем меньше отличительных черт. Это одна из причин дезориентации на улице, особенно в незнакомых местах, в помещении. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) страдает позитивная активность, нарушается нерегулярное внимание. Им труднее привлекать внимание, длительная активная концентрация невозможна, и минимальное вмешательство их беспокоит. При переходе на новый вид деятельности таким детям каждый раз необходимо больше времени, чем их норма типичным сверстникам. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела. Например, раскрашивать и пересказывать текст.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерное преобладание непроизвольного внимания над произвольным оно обусловлено особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего и внешнего торможения. Внешние торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности которые трудно контролировать, часто отвлекают и нестабильны. Такая плохая концентрация внимания у детей обусловлена нарушением концентрации процесса возбуждения. Проблемы с распределением и трансформацией внимания связаны с непатологическим возбуждением и торможением.

Внимание является важным условием познавательной деятельности, особенно у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Поскольку дети с ОВЗ часто характеризуются отсутствием интереса к обучению, легко отвлекаются и быстро устают, корректирующая работа с ними требует более широкого включения методов, вызывающих больший интерес к обучению, чем у обычных детей : использование развивающих игр, создание образовательного контента и т. д. Если внимание не развито специально, это может привести к снижению способности концентрировать, распределять, удерживать и рассеивать внимание, что в конечном итоге приведет к неудаче в учебе. Народный педагог К. Д. Ушинский считал, что детское внимание надо воспитывать понемногу, и нет хуже, как надорвать его. Ребенок, которое связи с физической невозможностью внимательно следить долгое время за одним тем же предметом, приучится, мало-помалу, уже вовсе не следить за уроком и делать только внимательным выражение лица, такой ребенок учится уже очень трудно. Без внимания нет запоминания. Поэтому, с одной стороны, необходимо развивать навыки концентрации внимания, а с другой-никогда не забывать вовремя подключаться.

Исследования психологов выявили положительные тенденции в развитии внимания у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями при психокоррекционной работе. В связи с этим необходимо разработать программы приемы, методы, тесты, игры и т. д. направленные на коррекцию нарушений внимания у детей с умственной отсталостью.

В данной работе представлены приемы и методы развития внимания и задания, направленные на коррекцию и развитие внимания. Развитие внимания идет в одних случаях при разных видах восприятия (зрительном, слуховом, осязательном, в других на уровне мыслительных операций, представлений, процессов памяти.

Методы и приемы развития внимания для обучающихся в начальной школе в процессе коррекционной работы

Чтобы привлечь внимание, вы можете использовать следующие приемы :

1. измените интонацию, тон, высоту и громкость голоса.

2. модуляция темпа речи

Сделайте паузу, радикально измените ритм речи.

3. прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прервите речь на словах, которые достаточно очевидны для группы, и попросите сделать ударение на слове, на котором была прервана речь.

4. жесты

Сопровождение речи соответствующей мимикой и жестами. Ладони раскрыты, жест широкий и свободный.

5. активная поддержка

После того, как семантический блок завершен или разорван, учитель просит детей добавить к своей истории, основываясь на существующих знаниях и опыте

6. Активное ассистирование

Как бы случайно, но главное-внезапно учитель выпускает ручку, книгу, внезапно открывает окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. д. s

7. интрига или Тайна

начните свои занятия с загадочного предмета (у меня есть для вас что-то интересное) или загадки (угадайте, что я приготовил для вас). Воображение и изобретательность могут привлечь внимание детей.

8. Учитесь в игровой форме

«Давайте посмотрим, кто сможет сделать это быстрее.» -эта обычная фраза гарантирует, что вы получите полное внимание детей и их участие в процессе.

9. Используйте цвет

Красочные визуальные эффекты важны для привлечения внимания детей :

10. Изменение действия

Когда вид деятельности изменяется, внимание снова переключается на объект в течение определенного периода времени.

11. Присутствие сказочного персонажа (как на иллюстрациях, так и одетого как взрослый) помогает привлечь и активизировать внимание учащихся.

Что касается педагогических приемов, то среди основных можно выделить следующие:

- индивидуальный подход к детям, предусматривающий дозировку объема заказов и оказание посильной помощи в выполнении задания;

- организация самостоятельной исследовательской деятельности для детей, способствующей, в частности, их положительной мотивации к учебной деятельности;

- изменение активности и дозировки с течением времени;

- воспитание у ребенка с первых дней обучения, умение слышать и слышать обязанности учителя, работать по правилам;

- освоение приемов вербализации задания, его выполнения в процессе работы, его результатов, а также приемов и средств.

Заключение

Советский ученый-психолог Н. Ф. Добрынин считал, что необходимым условием любой деятельности человека, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и внимание. Именно поэтому внимание считается одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.

У младших учащихся школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями развитие внимания тесно связано с формированием личности. Умение быть собранным, сосредоточиться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и избегать случайных ошибок - ценный навык. Развитие внимания поможет ребенку развить такие личностные качества, как решительность, независимость, настойчивость, дисциплинированность и т. д., они также дают конкурентное преимущество, значительно облегчают повседневную жизнь и устраняют многие проблемы. Развитое внимание и наблюдательность в критической ситуации могут также спасти жизнь ребенка и тех людей которые могут оказаться рядом.

Развитие внимания у младших школьников с задержкой психического развития тесно связано с формированием их личности. Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок-ценнейший навык. Развитие внимания поможет ребенку формировать такие личностные качеств, как решительность, независимость, настойчивость, дисциплинированность и т. д., а так же даст конкурентное преимущество, существенно облегчит быт и избавит от множества проблем. В критической ситуации натренированное внимание и наблюдательность могут даже спасти жизнь ребенку и окружающим его людей.

Регулярное использование методов и приемом по развитию внимания дает положительные результаты. Дети учатся работать сосредоточенно в течение некоторого времени, не только глядя, но и учась видеть, а также слышать. Их деятельность становится все более целенаправленной. А поскольку все психические процессы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга, то, воздействуя на один из них, мы добиваемся формирования всех психических функций.

Публикации по теме:

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина»Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии»Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии» Консультация для педагогов " Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии". Художественно- эстетическое.

Мастер-класс «Чек-лист зимних дел в группе» для детей с умственной отсталостью в развитииМастер-класс «Чек-лист зимних дел в группе» для детей с умственной отсталостью в развитии Мастер - класс "Чек - лист зимних дел в группе 19". Наступила зима, а с ней и самый волшебный месяц в году - декабрь. Наверняка каждый замечал,.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 06:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные методы и приемы для развития внимания у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем яна шипицына (УИ 309692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД