Ольга Русина
Основные направления педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОО
Педагогический коллектив нашего детского сада большое внимание уделяет созданию условий для полноценного социального-коммуникативного развития дошкольников.
Публикация «Основные направления педагогической работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательный процесс в МБДОУ осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования, составленной с учетом примерной программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева). Рабочая программа также составлена в соответствии с указанной программой. В рамках социально-коммуникативного развития детей, в дополнение к рабочей программе, также разработана и внедрена дополнительная программа.
Цель программы – развитие социально-коммуникативных способностей детей.
Задачи программы:
- расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;
- воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели мы использовали в своей работе различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций. В результате мы пришли к выводу, что необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха мы предлагаем подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
Игровые занятия, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у детей, формируют: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; позитивное отношение к другим людям; умение сопереживать-радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать.
На занятиях и в совместной работе с детьми мы чаще всего используем такие методические приёмы, как: беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания; развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, словесные игры, направленные на развитие навыков общения); релаксационные упражнения; рисование; проигрывание психогимнастических упражнений; моделирование и анализ заданных ситуаций; подвижные игры; рассматривание рисунков и фотографий; игровые обучающие ситуации; психоэтюды; чтение художественных произведений; сочинение историй; слушание музыки; мини-конкурсы, игры-соревнования.
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда. Для этого мы расширили ассортимент дидактических игр: «Кубик», «Расколдуй девочку», «Экран настроений»; пополнили виды театров; организовали уголок творчества.
Основная наша цель – помочь детям спокойно, безболезненно войти в современный мир. Для её решения нами реализуются следующие задачи:
1. Формировать у детей навыки толерантного поведения в обществе.
2. Развивать интерес дошкольников к истории родной семьи и страны.
3. Повышать уровня информированности родителей о деятельности учреждения по данной теме.
Поэтому педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОО предполагается нами включение его в различные моменты образовательного процесса ДОО (НОД, совместная деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями).
Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей в нашем детском саду осуществляются поэтапно:
1. Сбор информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников.
2. Перспективное планирование работы с детьми и родителями.
3. Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которая разрешается совместно со специалистами ДОУ.
4. Подведение итогов работы.
Для реализации педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей мы используем различные формы работы с дошкольниками.
В младшем дошкольном возрасте педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития осуществляется с помощью следующих традиционных и инновационных форм работы : вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; организация сюжетных игр; организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; простейшие поисковые и проблемные ситуации; игры с моделированием; чтение художественной литературы.
В среднем дошкольном возрасте формы работы с детьми усложняются, при этом педагогическое сопровождение включает такие из них, как: организация сюжетно-ролевых игр; вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов; введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач; беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников осуществляется нами через следующие формы работы : ситуационные задачи, их широкая вариативность; использование метода проектов; использование метода коллекционирования; использование театрализованной деятельности; использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов); самостоятельная деятельность детей.
Большое значение в работе в становлении личности наши педагоги придают развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
В работе с детьми мы используем сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что нужно быть вежливым (сказка «О невоспитанном мышонке»); рассказы (Л. Толстого «Два товарища», К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа», Н. Калинина «Разве так играют?»).
Мы стараемся научить детей постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Весь этот материал берётся из сказок, фольклорных и литературных произведений и повседневных, бытовых жизненных событий. Нами было отмечено, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы, сказки, в выполнении игровых упражнений, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Как уже отмечалось выше, основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности мы удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка : самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Дом моделей».