Папки-передвижки

Основные проблемы развития творческого мышления у детей

Елена Александровна Папушина
Основные проблемы развития творческого мышления у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи и задания традиционного типа образовательных программ приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на "правильный ответ". Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако, в современных условиях детям надо предоставить возможность развивать и творческое дивергентное, выходящее за шаблонные стереотипы мышление,. Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей. Хотя программы по развитию творческого мышления первоначально разрабатывались для одаренных детей, в процессе работы оказалось, что они позволяют развивать творческое мышление всех нормальных и даже несколько отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в заданиях не существует "неправильных" ответов, и поэтому каждый ребенок создает свой собственный уровень выполнения заданий. Работы ярких, творческих детей характеризуются высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, но даже отстающие в развитии дети способны выполнять на своем уровне и в собственном темпе. От специалиста во втором случае потребуется лишь повторить инструкции и контролировать выполнение задания более внимательно, пока ребенок не уяснит смысла поставленной перед ним задачи.

Публикация «Основные проблемы развития творческого мышления у детей» размещена в разделах

Что же может тормозить творческие усилия?

Первый враг творчества — страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества — чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области пока невозможны, но, небезосновательно полагать, что способность генерировать идеи и способность к их самокритической оценке вполне могут сосуществовать. Но их не следует "включать" одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их оценке должна быть заторможена. "Отсроченная оценка" — главный принцип "мозгового штурма".

Третий враг творчества — лень. Впрочем, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд. В качестве примера обычно приводят английского мальчика Хемфри Поттера, который был приставлен к машине Ньюкомена, чтобы следить за давлением пара. Ему надоело скучное занятие, и однажды он прицепил веревочку от крана, выпускающего пар, к балансиру, создав тем самым первый автоматический клапан. Несмотря на заманчивость приведенного примера, все же приходится признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности.

Но что же такое лень? Лень проявляется по-разному. Одни отлынивают от работы, но, начав ее, продолжают с интересом и даже с удовольствием. Другие проявляют "трудолюбие лодыря" : спешат взяться за порученное дело, лишь бы поскорее избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс работы, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это люди с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания, порой это — психастеническая черта личности. Иные с азартом принимаются за все новое, но затем остывают и ничего не доводят до конца. Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех — словесные увещевания. "Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться",— говорил Жюль Ренар. Возможно, эволюционно-биологический подход поможет лучше понять сущность лени. После напряжения, связанного с добыванием пищи, животное нуждается в отдыхе и восстановлении сил. Покой и расслабление ему периодически необходимы и потому доставляют удовольствие. Таким образом, "услада ленивого покоя" имеет биологический смысл. Но, как и всякая "услада", она может быть оторвана от биологической функции и превращена в самоцель. Подобно тому, как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. "Пиршество лени" становится высокоценимым удовольствием.

Трудно сказать какой враг творчества самый опасный и с каким врагом бороться сложнее всего, но поражение в этой борьбе не сулит ничего хорошего - не один талант был загублен.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Карточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детейКарточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детей В текущем учебном году, работая с детьми старшего возраста, я задумалась о том, что запас их знаний об окружающем мире постоянно растет,.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные проблемы развития творческого мышления у детей
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 20:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные проблемы развития творческого мышления у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Папушина (УИ 1218687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД