Папки-передвижки

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования

Татьяна Ефремова
Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования

В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими творческими заданиями они оказывают заметное развивающее воздействие на эстетическое, нравственное познавательное развитие ребё нка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию художественного восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Публикация «Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования» размещена в разделах

Рисование как вид изобразительного творчества даёт возможность ребёнку изображать предметы и явления окружающей действительности, выражая их в графической форме. И если ребёнок не овладел графическими средствами изображения, он в дальнейшем будет испытывать трудности в передаче образов окружающего мира.

Проблемой формирования художественно-графических умений и навыков детей занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Тэдд, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. С. Комарова и другие, которые указывали на необходимость обучения детей дошкольного возраста технике рисования под руководством педагога.

Особого внимания заслуживает развитие у дошкольников целостного представления о предметах и явлениях действительности. Вещи в их повсе-дневном употреблении, писал Л. С. Выготский, повёрнуты к нам только нужными, практически важными сторонами. Эти «полезные» стороны маскируют от нас те свойства явления, которые «не практичны», не могут быть использованы. Благодаря искусству явление так таковое начинает существовать для человека без «маски», во всём своём совершенстве [2].

Задачами проведения занятий по рисованию, по мнению Т. С. Комаровой, являются: развитие понимания явлений художественной культуры и их роли в жизни общества; формирование навыков практической художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики; воспитание активного эстетического отношения к действительности и к искусству, умения практически применять свои художественные способности, развитые на занятиях искусством, в процессе трудовой, учебной и общественной дея-тельности [6].

В основе содержания занятий по изобразительному искусству, считает Т. Г. Казакова, лежит следующий принцип: систематическое развитие у детей способности восприятия художественного образа и его посильного создания в собственных работах. Занятия по изобразительному творчеству включают два основных вида работы :

а) восприятие действительности и искусства;

б) практическую художественную деятельность.

Эти виды работы служат основными структурными компонентами содержания занятий. Как правило, на нём представлен лишь один вид деятельности, когда же они совмещаются, один из них играет ведущую роль [5].

Общие требования к содержанию занятий сформулированы Т. С. Комаровой так:

1. В области практической деятельности: по наблюдению, по памяти и с натуры изображать в рисунке или лепке предметы и явления действительности правдиво и достаточно полно; по собственному замыслу или на тему, указанную педагогом, передавать в рисунке и лепке наглядный вид и смысл изображаемого.

2. В области восприятия: воспринимать (знать, понимать и чувство-вать) произведения искусства различных видов и жанров; уметь выразить своё отношение к ним в понятной для окружающих форме и с посильным применением художественных терминов; знать отдельных художников и их основные произведения; интересоваться произведениями искусства, книгами об искусстве.

3. Все дети с увлечением рисуют. Умение рисовать, лепить, вырезать ребёнок осваивает задолго до того, как научится читать и писать, порою даже раньше, чем хорошо говорить, и в рисунке он может иногда больше сказать об окружающем и о себе, чем словами. Рисунок – это как бы второй язык ребёнка [6].

Особенностью изобразительной деятельности является её доступность каждому ребёнку. Изобразительное творчество – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам [7].

Прежде чем начать рисовать, мы рассматриваем предмет и составляем представление о его особенностях. Мы обдумываем, как рисовать : крупно или мелко; посередине листа или сдвинуть рисунок вниз, вверх, влево, вправо, будем ли мы смотреть на предмет снизу или сверху, то есть рисовать сидя или стоя, и так далее. Уже на начальной стадии изобразительной деятельности, ещё до того, как человек коснулся карандашом бумаги, от него требуется творчество, изобретательность, фантазия, умение принять наиболее выгодное решение.

Вторая стадия изобразительного процесса связана с придумыванием рисунка. Рассмотрев предмет и составив о нём представление, мы начинаем думать о том, как его нарисовать, планируем рисунок: выбираем формат бумаги, размер рисунка и так далее. Е. И. Игнатьев назвал этот процесс образованием представления об изображении предмета, планированием того, как предмет будет выглядеть в рисунке.

Третью стадию изобразительного процесса он назвал стадией практической реализации представлений о предмете и его изображении. Эти выводы очень важны для учителя изобразительного искусства. Отметив затруднения ученика, учитель должен ясно представить, на какой стадии изобразительного процесса возникла недоработка, допущена ли ошибка при образовании представления о предмете, при образовании представления об изображении или при практической реализации этих представлений в самом рисунке.

Художественная, творческая природа изобразительной деятельности в группе требует руководства со стороны педагога, его указаний, помощи детям. В то же время специфика изобразительного творчества требует от педагога особого, творческого подхода. Приобретённые знания ребёнок должен использовать для решения художественных задач, развития эстетического чувства.

Литература.

1. Волков, И. В. Творческие методы и художественные системы/ И. В. Волков – М. : Просвещение, 1989. – 201 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 90 с.

3. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г. Г. Григорьева – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. 272 с.

4. Григорьева, Г. Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Г. Г. Григорьева – М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

5. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т. Г. Казакова – М. : Наука, 1985. – 352 с.

6. Комарова, Т. Обучение детей технике рисования/ Т. Комарова – М. : Просвещение, 1994. – 168 с.

7. Комарова, Т. Что такое изобразительное творчество ребёнка/ Т. Комарова// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 1. – С. 4-8

8. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дош. учр. / Т. С. Комарова. – М. : Мнемозина, 1995. – 261 с.

Публикации по теме:

Методический материал для педагогов ДОУ по теме Основы формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста Методический материал для педагогов ДОУ по теме Основы формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста Двигательный навык —.

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения Статья №2 Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения. Быстрота и прочность формирования двигательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
Опубликовано: 21 мая 2015 в 12:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД