МААМ-картинки

Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Потякина
Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Большое значение для здоровья человека имеет его образ жизни. Академик Ю. П. Лисицин определяет образ жизни – как определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Публикация «Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Основные факторы, обеспечивающие возможность для здорового образа жизни конкретной личности :

1. Способность к рефлексии;

2. Состояние различных видов пространства;

3. Рациональное (разумно составленное) питание;

4. Приемлемый режим труда и отдыха.

Способность рефлексии напрямую связана с понятием «здоровый образ жизни», потому что полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Рефлексия – это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий.

Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них в половине случаев лежит воля. Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Что касается полезных привычек и гигиенических навыков, то их привитие тоже требует времени и воли. Все знают, что принимать по утрам прохладный душ полезно, - это способствует закаливанию, придает бодрость, уничтожает неприятный запах тела. Но на первых порах привыкания к этой гигиенической процедуре человек чувствует себя некомфортно и вынужден заставлять свой организм терпеть. Если схема рефлексии построена правильно и заканчивается значимой мотивацией, то цель достигается быстрее, эффективнее и с меньшими психологическими затратами.

Здоровый образ жизни – это активное состояние. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья конкретно существующего поколения зависят здоровье и счастье последующего.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье» :

Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

- соматическое здоровье – текущее состояние организма и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

- физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем органов. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье – это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на общественные факторы (социальную среду, а также на физические, биологические и психические явления.

Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека.

Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различия между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и занятия, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительный эффект.

Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху – является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.

Концепция здоровья – это набор основных идей, составляющих понятие. Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложили в 1993 году, чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения) в ней два ключевых измерения здоровья : баланс (выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом) и потенциал здоровья (способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия, он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами).

Кроме того, вводится ресурс здоровья – сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья – силы, направленные на улучшение системы баланса. Потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья : способность к адаптации себя и среды. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды.

Способность к адаптации – одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное свойство живых организмов, которое вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается изменениями, возникающими внешние и внутренние воздействия.

Формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием социально-психологических возмущающих факторов. Поэтому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.

Пространство – это форма существования материальных объектов и процессов. Пространство – это философская категория, материальный субстрат, основа пространства, имеющее непосредственное отношение к здоровому образу жизни человека.

Первое пространство, которое влияет на здоровье, - климатическая зона. Климат характеризуется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнечной радиацией и сезонными колебаниями этих показателей.

У здорового человека есть важная для жизни способность адаптироваться к новым климатическим условиям. Адаптироваться – значит привыкнуть. Период привыкания называется акклиматизацией и может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Внешние признаки психологического или соматического дискомфорта называют симптомами. В переводе с греческого симптом означает признак дискомфорта – неудобства. Признаки процесса акклиматизации могут быть разные. Общее недомогание связано с изменением кровяного давления и изменением насыщения крови кислородом. Повышение температуры, особенно у детей, свидетельствует об активизации иммунной, защитной системы. Изменение аппетита и диарея или запор – как правило, реакция желудочно-кишечного тракта на изменение химического состава воды. Все эти симптомы у взрослого проходят, не оставляя следа. Если они наблюдаются у ребенка, то конечно, требуют особого внимания. Адаптивные способности ребенка еще не очень совершенны.

Второе пространство – это жилище. Помимо температуры в пределах от 17 до 22 С выше нуля микроклимат в нем характеризуется влажностью.

Средняя норма жилой площади установлена 9 метров на человека. Она рассчитывается из объема воздуха, который должен составлять 30 м/ч. При высоте помещения около трех метров и однократном обмене воздуха количество кислорода будет перекрывать потребности человека. В детских учреждениях на одного ребенка дошкольного возраста воздуха должно приходиться 10 м при трехкратном обмене, в младшей школе 20 м тоже при трехкратном обмене. Дети очень чувствительны к снижению концентрации кислорода и повышению углекислоты в воздухе. При нарушении кислородного обмена они начинают капризничать, у них падает внимание, снижается иммунитет.

Мы придерживаемся мнения ученого и хотим обратить внимание на то, что если ваши воспитанники устали раньше времени, задумайтесь: может быть, в помещении слишком жарко или недостаточно влажно. И повышение температуры и снижение влажности увеличивают потребление кислорода. Проветрите комнату.

Третье пространство – пододежное пространство. Если температура тела человека 36,6 градуса, то температура кожи несколько ниже и на разных участках имеет разные величины – от 34 до 36 градусов. Наше тело получает необходимое тепло в результате распада белков, жиров, углеводов и при мышечной работе. Закаленный человек лучше сохраняет тепло, не допускает переохлаждения на рефлекторном, бессознательном, уровне – поры кожи сужаются, изменяется кровоток. Существует несколько способов отдачи тепла окружающей среде – конвекционный (обдувание воздухом, непосредственный (при соприкосновении с холодными предметами, или испарении пота. Снижает температуру тела именно испарение. Само по себе выделение пота приводит к потере воды и солей, но не охлаждает. Часть тепла теряется при дыхании, с испарениями и при лучеиспускании. Нагретое тело излучает тепло по отношению к предметам, имеющим температуру ниже. Вот почему дети иногда жалуются, что им холодно сидеть возле стены, даже если они ее ни касаются. Теплообмен ребенка очень несовершенен, укрепляется он в процессе жизни и особенно активно при закаливании. Никогда не оставляйте без внимания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционного, усталости, голода, психологического дискомфорта.

Мы разделяем мнение автора в том, что нужно помнить, что температура, влажность и движение воздуха в пододежном пространстве обеспечивают нам не только температурный комфорт, но и создают психологический комфорт.

Третий фактор – правильное питание. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи. Пища – источник белков, жиров, углеводов, минеральных солей, микроэлементов и некоторых витаминов. Часть витаминов образуется в кишечнике. При распаде один грамм белков дает 4,1 ккал, один грамм углеводов – 3,7 ккал, один грамм жиров – 9,3 ккал. Суточная потребность детей 4-6 лет составляет 2000 ккал, при этом около 10% энерготрат идет на основной обмен. Основной обмен – это количество энергии, затраченное на поддержание жизнедеятельности основных систем. Когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит, то его единственная энерготрата в этот период – основной обмен. Детям 7-10 лет требуется 2300 ккал в сутки. Основным требованием к содержанию питания считается соотношение белков, жиров и углеводов. Оно должно быть соответственно 1: 1:4.

Различные виды рефлексии, употребление пищи, процедуры, связанные с личной гигиеной, - все это, поглощает часть нашего времени. Но в основном жизнь человека уходит на труд и отдых. Их разумный режим – четвертый фактор здорового образа жизни. Труд бывает умственный и физический, отдых – активный и пассивный. Отдых – необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых – это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена.

Составляя режимную сетку для воспитанников детских дошкольных учреждений, необходимо закладывать во все пункты небольшой резерв свободного времени в расчете на тех детей, которые по своим психофизиологическим особенностям медлительны. Однако педагог должен предусмотреть, чтобы «шустрые» ребята не скучали во время пауз. Это как раз тот случай, когда личное искусство педагога работает непосредственно на здоровье детей.

Таким образом, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте,.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО. "Ребенок настолько реален,что все у него слагается под влиянием.

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста ]Цели и задачи: 1. Образовательные: Дать реальные представления об органе пищеварения - языке 2. Развивающие: развивать умение наблюдать.

Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути и средства оздоровления.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» В настоящее время пути средства оздоровления.

Отчет по формирование и развитие основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаОтчет по формирование и развитие основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период, происходит формирование детского организма. Поэтому любая деятельность в детском саду (учебная, спортивная,.

Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 17:52
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД