Лучший педагог года

Основы коррекционной работы с семьей

Свищёва
Основы коррекционной работы с семьей

Лекция 1. Основы коррекционной работы с семьей

Вопросы:

1. Основные проблемы современной семьи как клиента социальной службы

2. Характеристики коррекционной работы с семьей в системе социального обслуживания семьи

3. Основные направления коррекционной работы с семьей. Виды коррекционного воздействия в работе с семьей

1. 1. Основные проблемы современной семьи как клиента социальной службы

Публикация «Основы коррекционной работы с семьей» размещена в разделах

Люди анализируют (с большей или меньшей глубиной и основательностью) обстоятельства своей жизни, трудностей постепенно приходят к осознанию их как проблем. Это побуждает их обратиться в социальное агентство, к социальному работнику. Обращаем внимание — осознание проблемы делает человека клиентом социальной службы. С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Он призван заменить два ныне действующих закона:

Основные изменения связаны с совершенствованием предоставления социальной помощи нуждающимся в ней слоям населения. В новом законе более четко по сравнению с действующим законодательством определяют основания предоставления такой помощи, виды социальных услуг, а также основания предоставления социальной помощи на безвозмездной и возмездной основе.

В настоящее время семья испытывает ряд сложных проблем, обусловленных внешними и внутренними факторами и вызывающих дестабилизацию семейного образа жизни.

К числу проблем, возникновение которых вызвано воздействием внешних (социальных) факторов, можно отнести следующие:

1) экономические проблемы: сокращение реальных денежных доходов семьи из-за низкого уровня заработной платы, пенсий и других социальных выплат (пособий на детей, по безработице и др.).

2) демографические проблемы: снижение уровня рождаемости, сознательное ограничение количества детей, вызванное малообеспеченностью семьи, неудовлетворительным состоянием здоровья родителей, деструктивными процессами в семье, желанием сначала достичь профессионального благополучия, материального успеха, сделать карьеру.

3) медицинские проблемы: ухудшение состояния здоровья населения, в том числе здоровья женщин и детей из-за неблагоприятных экологических и экономических факторов

5) жилищная проблема является актуальной для молодых, многодетных, миграционных, расширенных семей, семей военнослужащих и семей с повторным браком.

6) проблема асоциального поведения членов семьи - алкоголизм, наркомания, проституция, совершение правонарушений и преступлений.

7) нестабильность семьи обусловлена комплексом социально-экономических факторов и психическими особенностями членов семьи :

- рост числа разводов

- рост внебрачной доли рождаемости, ранней беременности, увеличение числа матерей-одиночек и несовершеннолетних матерей; подростковая проституция,

Ряд проблем современной семьи обусловлен внутренними факторами: характером внутрисемейных отношений, психологическими особенностями и совместимостью членов семьи, распределением ролей, воспитательным потенциалом семьи.

1) проблемы воспитания: дефицит общения в семье; наличие отрицательных примеров со стороны родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми; ошибки, допускаемые в семейном воспитании, обусловленные низким уровнем педагогической культуры родителей.

2) психологические проблемы семьи : несовместимость супругов, то есть отсутствие между ними социально-психологического единства, проявляющееся в неспособности согласовывать свои действия и поддерживать оптимальные взаимоотношения.

В целом, указанные проблемы нарушают функционирование семьи как социальной группы, снижают ее воспитательный потенциал, препятствуют осуществлению эффективного внутрисемейного взаимодействия.

Поэтому целью коррекционной работы с семьей является выработка и применение на практике конструктивных способов участия в решении социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских проблем семьи, направленных на позитивные качественные изменения социально-психологического климата семьи улучшение качества жизнедеятельности каждого члена семьи и семьи в целом.

Семья - это малая группа со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.

1.2. Характеристики коррекционной работы с семьей в системе социального обслуживания семьи

Корре кция — один из видов социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей личностного развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств коррекционного воздействия; деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям; деятельность направленная на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Коррекция психологических свойств личности — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.

Методы коррекции

Под методом понимается способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Методы – это совокупность принципов, приемов и средств, используемых специалистом при осуществлении коррекционной работы.

Метод определяет общий принцип деятельности, методика – конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедур и психотехник, относящихся к конкретному способу коррекционной работы на основе конкретного методического материала.

Методы коррекции личности определяются целями и психотехническими приемами. Значимой целью личностного роста является восстановление лучшего уровня функционирования личности в деятельности, во взаимодействии с людьми, принимая во внимание все способности личности, ее возможности и ограничения (связанные с заболеванием) и жизненные обстоятельства. Методы коррекции личности предназначены для любой возрастной здоровой категории, но имеющей различные проблемы: проблемы низкой самооценки, неуверенности в себе, слабой воли т. д.

Цель коррекции личности – поддержание или восстановление оптимального уровня проявлений личности в социуме (взаимодействие, общение, поведение и другое). При этом человек способен наблюдать за чувствами, не реагируя на их в действия, использовать понимание того или иного метода личностного роста.

В зависимости от целей и содержания психологическая коррекция может быть :

• познавательной сферы;

• аффективно-волевой сферы;

Коррекция поведения – это деятельность, направленная на формирование у человека мотивов, потребностей, целей

Поведение личности определяется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной.

Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако поведение возникло не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации.

Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив», «цель».

Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

К направлению социально-психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности.

Потребность – отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение.

Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы.

Выделяют четыре основных этапа изменения поведения.

На первом этапе нужно определить желательную форму поведения.

На втором этапе необходимо стимулировать человека к выполнению желаемой формы поведения. При этом возможны следующие стратегии поведения специалиста – он может: 1) просто ждать, пока человек спонтанно выполнит требуемое действие; 2) показать человеку модель правильного поведения; может рассказать, в чем состоит желаемое поведение; 3) сформировать желаемое поведение, используя для этого различные техники.

Коррекция отношений - особая форма воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система.

Коррекция супружеских отношений

Наиболее частые причины проблем в супружеских отношениях

• различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);

• различное представление супругов о способе выражения чувств («Дарит цветы - любит, не дарит - не любит»);

• неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере («Я думала (думал, а оказалось.»);

• неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, социальный статус, жилищные условия).

Таким образом, главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, это:

«увидеть» себя;

• принять себя;

«увидеть» друг друга;

• принять друг друга;

• научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятным для него образом.

Коррекция детско-родительских отношений

Стиль воспитания

Стиль общения взаимодействия

Коррекционная ситуация

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, коррекционное воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов :

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи, психокоррекции — это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это специалист.

3. Концепция помощи, которая используется для объяснения проблем клиента.

4. Набор процедур (техник, методов, используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с концепцией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и специалистом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

6. Специалист стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм коррекционного воздействия.

Коррекционная работа с семьей - конструктивный способ участия специалистов в решении социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских проблем семьи; коррекционная работа с семьей - процесс, в ходе которого происходят позитивные качественные изменения семьи как системы; коррекционная работа с семьей - социальное вмешательство, которое, по сути, предполагает активное, целеустремлённое сотрудничество клиента и специалиста по работе с семьей на всех стадиях достижения желательных целей для семьи, стратегия коррекционной работы с семьей - минимально травмирующее вмешательство.

Причины проблемы могут быть иногда в самом человеке, иногда в окружающем мире, а чаще всего в дефекте их взаимодействия.

Проблемы динамичны. При применении одних и тех же способов/технологий коррекционной работы с семьей социальный работник редко получает одинаковые результаты, потому что одинаковые ситуации разные люди воспринимают по-разному.

На определение проблемы, целей и стратегии развития влияет социетальный контекст. Ценностные приоритеты оказывают воздействие на коррекционную работу с семьей. Возможны различные типы вмешательства и участия в каждом из этих случаев.

Нельзя впадать в заблуждение, что социальное вмешательство - панацея в решении любой проблемы. Компетентность определяется и тем, насколько коррекционная работа фокусируется на «семье и окружающей среде во взаимодействии».

Общая теория систем лежит в основании модели коррекционной работы с семьей. Изменение в одном звене системы имеет последствия для всех других.

1.3. Основные направления коррекционной работы с семьей. Виды коррекционного воздействия в работе с семьей

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях.

Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта (семьи как целостной системы, которые преобладали до появления отклонения, дисфункции (кризиса семьи, переживания экстремальной ситуации, миграции, изменение социального статуса т. д.)

Компенсирование заключается в усилении тех свойств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений (после тяжелой утраты члена семьи, появления больного или нового члена семьи, развода и т. п.).

Стимулирование направлено на активизацию благоприятного психологического климата в семье, формирование определенных ценностных ориентации, установок членов семьи, создание положительного психологического климата, отношений эмоциональной близости в семье (в случае если диагностируется материнская депривация, попустительство в воспитании из-за большой занятости, конфликтность).

Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств отдельных членов семьи на положительные (девиации членов семьи).

Целенаправленное воздействие на семью-клиента осуществляется через коррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Коррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока :

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Содержательный (собственно коррекционный.)

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Семья и семейные проблемы (достаточно острые в нашей стране) существуют, но развитой теории и практики семейной коррекции пока нет. В последнее время произошли качественные изменения в данной области знания. Возросло как количество различных техник и процедур, используемых в работе с семьей, так и их качество, что является результатом обмена идеями в профессионально-периодических изданиях, на конференциях, в разного рода, центрах исследований помощи семье. Однако вопросы предоставления помощи каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации. В применении любой техники имеет значение временной аспект, процедура применения, мастерство и квалификация специалиста, который использует данный материал.

В коррекционной работе с семьей различают следующие направления:

коррекцию детско-родительских отношений,

коррекцию супружеских отношений,

коррекцию сиблинговых отношений,

коррекцию предразводной и постразводной ситуации,

коррекцию взаимоотношений семьи с социумом.

При составлении коррекционной программы работы с семьей важно учитывать ряд параметров:

1. Временной. Определить общую протяженность во времени всего коррекционного процесса, регулярность встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.

2. Пространственный. Определить место проведения встреч: по месту жительства семьи, в социальной службе и т. д.

3. Стилевой. Определить основной стиль ведения работы (директивный, недирективный).

4. Содержательный. Определить, с решения каких проблем (частных или общих) будет начинаться коррекционная работа. Необходимо определить и форму работы с семьей : одновременно со всей семьей; с каждым членом по отдельности, а затем совместно, с супружеской парой и т. д. Определить общую структуру программы работы с семьей, выделить основные этапы, разработать подробный план действий (оставляя возможность для маневра, действий «по обстановке»).

Способ организации и проведения коррекционной работы с семьей определяется рядом факторов. Наиболее оптимальной является ситуация, когда выбор того или иного способа организации проведения семейной коррекции зависит в основном от специфических особенностей семьи, а не от научных воззрений и личностных особенностей специалиста по работе с семьей.

Многие специалисты используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей. Любая техника представляет собой инструмент, подобный молотку или пианино. Ценность любого инструмента определяется тем, как он используется и какова квалификация пользователя.

В ходе реализации системного подхода в семейной коррекционной работе выделяют ряд этапов :

1. Диагностический (семейный диагноз).

2. Ликвидация семейного конфликта.

3. Реконструктивный.

4. Поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенностью процедуры семейной диагностики является сквозной и стереоскопический характер. Сквозной характер заключается в том, что диагностика проводится на всех этапах коррекционной работы. Стереоскопичность семейной диагностики означает, что в случае получения информации о происходящем в семье от одного из членов семьи необходимо эту информацию дополнить и сопоставить с информацией, полученной от других членов семьи.

На этапе ликвидации семейного конфликта осуществляется выявление и классификация истоков семейного конфликта, и ликвидация его средствами эмоционального отреагирования каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников.

На поддерживающем этапе (этапе фиксации) полученные навыки эмпатического общения и увеличившийся репертуар ролевого поведения закрепляются в естественных семейных условиях реальной жизни.

Продолжительность коррекционной работы в рамках системного подхода может колебаться в пределах от нескольких недель до нескольких лет. Начинается работа с одной-двух встреч в неделю, затем встречи происходят один раз в две недели и далее - один раз в три недели.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство.

Организация работы по взаимодействию с семьей на 2017–2018 год в средней группе Сентябрь. Форма работы: Групповые родительские собрания. Тема и задачи родительского собрания: «Типы семей и стили семейного воспитания».

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Отчет о проведенных мероприятиях по обмену опытом коррекционной работы 24 марта 2016 года на базе МКДОУ № 9 к/в г. Ефремова Тульской обл. прошли мероприятия: семинар по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы коррекционной работы с семьей
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 10:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД