Получи документы

Основы профилактики насилия в семье

Татьяна Гальцева
Основы профилактики насилия в семье

В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия "насилие". При описании этой проблемы часто используют такие термины, как злоупотребление, принуждение, синдром опасного обращения с детьми, синдром избиваемой женщины, эксплуатация, управление, манипулирование и т. д.

Насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление.

Публикация «Основы профилактики насилия в семье» размещена в разделах

Каждый человек, независимо от пола и возраста, может подвергнуться насилию, оказаться слабее физически или морально или быть зависимым от проявляющего насилие. Однако в отношении детей эта проблема стоит наиболее остро. Их жизнь действительно зависит от родителей, воспитателей и учителей, которые обладают неограниченной властью над ребенком длительный период жизни. Жестокое обращение с детьми в семье, школьное насилие вызывают необходимость оказания комплексной квалифицированной помощи со стороны специалистов по социальной работе, психологов, врачей разного профиля и правоохранительных органов.

Недостаточная информированность родителей о правах своих детей свидетельствует о недостатках в разъяснительной работе, проведение которой является важной обязанностью органов социальной защиты.

Жестокое обращение с детьми - это фактическое причинение им вреда через оскорбление, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запрещения чего-либо из "любви к ребенку". Оно включает в себя: физически жестокое обращение, убийство, вред вследствие неоказания помощи, дефицит необходимой защиты и заботы, вред психике, пренебрежение.

По статистическим данным семейное насилие в России носит системный характер, который выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. К примеру, опрос родителей показал, что 65,7 % из них в детстве ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох; 45,7 % респондентов подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %).

Особенно выделяется связь между риском насилия и состоянием здоровья, девиациями. Кошмары, страх, постоянное желание плакать наблюдаются у детей, которые проживают в неблагополучных семьях, где наиболее распространены психические формы насилия. 22 % детей испытывают ночные кошмары, 26 % — страх, 12 % — частое желание плакать, 32 % имеют длительное плохое настроение, 30 % недовольны своим видом.

Также дети — жертвы семейного насилия в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками; в 10 раз чаще совершают попытки суицида; среди них 60—70 % беглецов; 98 % детской проституции падает на них; 60 % детей страдают от проблем питания; 98 % от множественных личностных расстройств имели историю сексуального насилия в детстве. У 85 % пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве.

Проблематика насилия - обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания.

Виды насилия над детьми :

1. Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

2. Эмоциональное насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

3. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д.

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп:

Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом :

- семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерно систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.

- многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей как правило не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетность: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители как правило оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь.

- неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое, может негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним.

- семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае, если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

Факторы риска, связанные со здоровьем родителей

- алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т. д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия. Не смотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;

- умственная отсталость родителей - откладывают отпечаток на личность ребенка;

- душевные заболевания - шизофрения, депрессивные заболевания - нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психиатрический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в психологической и социальной поддержке.

Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

- раздражительность, иногда, и др.

- агрессивность;

- сниженный уровень самоконтроля,

- стремление к доминированию;

- повышенный уровень раздражительности;

- неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;

- нереалистично высокий уровень ожиданий по отношений к ребенку.

- неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, его физическими (включая пол) и интеллектуальными возможностями, способностями и т. п., могут увеличивать риск применения наказаний.

- искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»;

- преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании.

- собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

Факторы риска, связанные с особенностями ребенка. Некоторые особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

- гиперкинетический синдромом, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания. Такое поведение «изматывает» родителя и он начинает физически наказывать ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;

- нелюбимый или «нежеланный» ребенок. Например, дети, родившиеся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей;

- физические и психические отклонения ребенка. Дети с физическими и умственными аномалиями, чаще оказываются объектами жестокого обращения.

Дети, пострадавшие от насилия, имеют определённые психические особенности.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Особенности системы профилактики семейного насилия над детьми в России

Ключевыми компонентами системы защиты детей от насилия и жестокого обращения являются: понимание/знание проблемы, специальная юридическая система, специальные службы, работающие с такими детьми и их родителями, а также с теми, кто совершил насилие над ребенком.

Учёные обозначили следующие основные элементы системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения:

1. Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы: Конвенция ООН о правах ребенка, Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, Федеральный Закон о гарантиях прав ребенка.

2. Службы помощи, профилактики и реабилитации : службы кризисного реагирования (кризисные центры для детей или центры временного пребывания, телефон доверия).

• службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи);

• службы реабилитации и помощи (социально-психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации);

• службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные школы и секции). Однако, эта деятельность при всей своей

3. Объекты участия: все дети, подростки и юноши до 18 лет (для организации профилактической работы) :

• Дети «группы риска»

Семьи «группы риска»

4. Субъекты воздействия:

• Педагоги;

• Психологи;

• Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);

• Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;

• Инспектора по делам несовершеннолетних;

• Социальные работники, социальные педагоги;

• Юристы (суд, прокуратура, адвокатура). Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в меж (над)ведомственные профессиональные команды.

Основными функциями междисциплинарных команд являются следующие:

• Информационно-аналитическая (собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях);

• Первичного приема ребенка (или иного заявителя) в связи со случаем жесткого обращения или насилия;

• Организации комплексной практической помощи ребенку и семье;

• Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска;

Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т. д.)

5. Программы профилактик и реабилитации;

1. Образовательные программы:

• Для детей школьного возраста;

• Для студентов;

• Для родителей

• Для специалистов.

2. Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской) консультативной помощи:

Семьям;

• Специалистам;

• Детям и подросткам.

Реабилитационные мероприятия не имеют смысла, если они не включены в систему предупреждения возникновения проблемы, в систему профилактической работы.

6. Управление системой защиты детей от насилия и жестокого обращения эффективнее всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный комитет, уполномоченные по правам ребенка и т. п.). Этот орган организует и инициирует, как правило, следующие виды работ:

• Проведение программ мониторинга;

• Создание и обновление базы данных организаций и служб помощи и реагирования;

• Экспертизу деятельности организаций и служб;

• Экспертизу программ помощи и профилактики;

• Информирование населения о службах реагирования и помощи;

• Ведомственные и межведомственные совещания о состоянии проблемы;

• Ежегодную межведомственную конференцию;

Таким образом, основными элементами системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения в семье являются : законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы; службы помощи, профилактики и реабилитации; объекты участия; субъекты воздействия; программы профилактики и реабилитации; управление системой. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей - предотвращение насилия над детьми, оказание помощи ребёнку и семье, оказавшимся

Публикации по теме:

«Детский сад — территория без насилия». Основные права ребенка в детском саду Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами.

Консультация для родителей  «Основы закаливания ребёнка в семье» Способы закаливания ребёнка в семье: 1. Воздушные закаливающие процедуры (сон в хорошо проветриваемой комнате, рациональная одежда детей,.

Игра-квест для родителей «Мы против насилия и жестокости» Цель работы: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи методической.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает.

Осторожно, дети! О проблеме детского насилия В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка.

Памятка родителям «Признаки насилия над ребенком в семье» ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ Памятка для специалистов Насилие в семье – единичное или повторяющиеся поведение одного из членов.

Консультация «Помощь семье, воспитывающей в семье ребенка с отклонениями в развитии» Структура нарушений родительско – детских отношений в семье с соматически больным ребенком. 1. Источник нарушения семейных отношений 1.1.

Сценарий родительского собрания «О семье, о трудовом воспитании в семье» Продолжая тему: взаимодействия детского сада и семьи составила конспект родительского собрания о семье, о трудовом воспитании в семье. (Старший.

Презентация «Специфические и неспецифические средства профилактики» Профилактика заболеваемости I. Специфическая профилактикаСпецифическая профилактика -массовая вакцинация (иммунопрофилактика).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы профилактики насилия в семье
Опубликовано: 24 августа 2018 в 14:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД