МААМ-картинки

Основы специальной педагогики

Черницкая Оксана
Основы специальной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика

Нарушение зрения

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Дефицитарное развитие

Специфические особенности развития Большая точность в распознавании эмоциональных состояний собеседника. Отсутствует отражение переживаний в мимике, жестах, позе. Характерна высокая самооценка и низкий уровень притязаний. Большинство относится неадекватно к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его. Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм». Происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Активное речевое общение становится обходным путём в развитии. Типично системное недоразвитие речи. Слабое использование неязыковых средств общения. Свойственна избирательность. Формируются обеднённые, деформированные и неустойчивые зрительные образы. Схематизм зрительного образа. Трудность выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота. Страдает восприятие пространства. Слух и осязание являются основными средствами восприятия. Важным компонентом является мышечно-двигательная чувствительность.

Публикация «Основы специальной педагогики» размещена в разделах

Особенности обучения Формирование мыслительных операций осуществляется в более поздние сроки и с большими трудностями. Большой диапазон индивидуальных различий в объёме памяти. Недостаточное осмысление запоминаемого материала. Для запоминания необходимы многочисленные повторения, логическая обработка материала, уточнение образов. Наблюдается реминисценция. Замедленное формирование различных форм деятельности. Нуждаются в специальном направленном обучении. Замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность. Высокая чувствительность к оценке своих действий.

Нарушение слуха

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского

Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Дефицитарное развитие (Асинхрония)

Специфические особенности развития Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо, осваивают но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают вглядываются в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят. Вытекающей проблемой- недоразвитие речи и других функций: мышление, память, внимание. В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха. Если ребенок совершенно глухой, то он без специальной коррекции не сможет овладеть речью, т. е. останется глухонемым. Обучение речи глухих и слабослышащих детей производится по-разному. По отношению к полностью глухим детям применяется ряд специальных методик, показывающих, как должен работать их речевой аппарат. Правильность применения этой методики постоянно должен контролировать сурдопедагог. Одновременно с этим производится обучение неслышащих письму, а также элементам жестового языка. Обучение речевым навыкам слабослышащих детей происходит с применением слухового аппарата. Дети, имеющие возможность слышать окружающий мир, способны самостоятельно приобретать некоторые речевые навыки. Нарушение речи напрямую зависит от степени оражения сдуха и времени возникновения дефекта, обострение зрительного и тактильного восприяти,сниженная двигательная активность и координация, сложности концентрации внимания и соотнесения слова и предмета, более познее овладение понятийным мышлением.

Особенности обучения Сниженный объем внимания, меньшая устойчивость внимания, низкий темп переключения, трудности в распределении. Образная память развита лучше, чем словесная. Преобладание наглядно-образного мышления. Обучение глухих детей может производится с помощью слухового аппарата. Применяются специальные методики, показывающие как должен работать их слуховой аппарат. Контроль сурдопедагога. Одновременно производится обучение письму и элементам жестового языка.

Нарушение ОДА

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Дефицитарное развитие

Специфические особенности развития Безинициативность, формальное выполнение требований, низкая учебно-познавательная активность,ознавательный нтерес не устойчивый, имет характер внеего, кратковременного проявления,неспособность к волевому усилию, безразличие к успеху (неудачи, при ответах напряженность скованность, сиженная критичность, работоспособность пониженная или волнообразная, отмечается спад к концу ыполнения задания, слабость произвольного внимания, преобладает мкханическое запоминание, быстрая забывчивость, тугоподвижность и косность мыслительных процессов, слабость практичских обобщений, замедленный темп осозныния и запоминаня нового материала, нарушна артикуляционная моторика, низкая речевая активность, речевой негативизм.

Особенности обучения вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Дети с этой формой ДЦП способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве. не могут верно скопировать предмет, его форму, им трудно соединить точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении. Детям достаточно трудно усвоить правильную схему тела.

Из-за нарушения функций лобных отделов головного мозга дети плохо планируют свои действия при выполнении различных заданий. Все эти нарушения интеллектуальной деятельности характерны для задержки психического развития детей со спастической диплегией как одной из форм детского церебрального паралича.

При гиперкинетической форме ДЦП наблюдаются нарушения интеллекта разной степени выраженности. У этих детей ведущими нарушениями являются речевые и слухоречевые расстройства. Дети с гиперкинетичской формой ДЦП имеют задержку психического развития, которая характеризуется нарушением и неравномерностью развития некоторых психических функций. Речь и вербальное мышление этих детей развиты недостаточно из-за дизартрии; бывают дополнительно осложнены тугоухостью. Пространственные функции и наглядно-образное мышление относительно сохранны.

ри недостаточном вербальном мышлении наглядно-образное развито удовлетворительно. Дети успешно справляются с заданиями по наглядным инструкциям, а при ответах на вопросы или при уяснении рассказанного текста испытывают значительные трудности. конструирование, рисование, детьми выполняются нормально даже при наличии у них насильственных движений. отвлеченное мышление недоразвито;

все психические функции недоразвиты полностью и диффузно. При этом возможно более глубокое недоразвитие именно тех функций, которые типичны для разных форм детского церебрального паралича;

дети действуют по шаблону, редко используют помощь взрослых;

детям свойственны подражательность, внушаемость и недостаток самостоятельности при играх и в интеллектуальной деятельности;

такие дети не переживают по поводу своего дефекта, они некритич-ны, личностные реакции у них выражены очень слабо;

дети первых лет жизни недостаточно дифференцируют эмоции, позже начинают узнавать и различать родных людей с посторонними, недостаточно развиты познавательные и ориентировочные реакции;

динамика интеллектуального развития менее благоприятна, чем у детей с задержкой психического развития.

Умственная отсталость

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского

Отклонения, вызванные отставанием в развитии

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Недостаточное развитие

Специфические особенности развития Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир. Сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности это особенность протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. Дети - олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы.

Особенности обучения Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных репликаподвижность. Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство. Детям с общим психическим недоразвитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво. Недостаточность внимания, особенно произвольного. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. С возрастом у учеников несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию. Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Установлено, что объемные изображения предметов ученики узнают с большим успехом, чем плоскостные. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Кроме того, отдельные свойства объектов (температура предмета, его вес и др.) воспринимаются только осязанием. В младших классах при составлении рассказа и при пересказе прослушанного текста требуется привлечение наглядных средств: сюжетной картины или серии картин. В таких условиях речь учеников становится более развернутой и последовательной. В старших классах используется план, схема и другие средства, организующие речевую деятельность школьников. К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Этому способствуют специальное обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми, просмотр телевизионных передач и др.

Задержка психического развития

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского Отклонения, вызванные отставанием в развитии

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Недостаточное развитие

Специфические особенности развития Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, сниженная концентрацияснижение объема внимания. Сниженная избирательность вниманиясниженное распределение внимания «прилипание внимания» повышенная отвлекаемость. Ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. Непроизвольная память является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте. преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; редком использовании обобщенных терминов, понятий. у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в: ограниченном объеме анализа; преобладании анализа над синтезом; смешении существенных и несущественных признаков; Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия (А. Н. Цымбалюк, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития. Причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также нарушения ретикулярной формации (блок активации, выделены основные параметры сформированное полноценной произвольной деятельности учебного типа. В мотивационном компоненте: интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности; эмоциональное отношение к возможному продолжению деятельности. В регуляционном компоненте: степень полноты принятия задания; степень сохранения его до конца деятельности; качество самоконтроля по ходу выполнения задания; качество самоконтроля при оценке результата деятельности — способен ли критически оценить результат своего труда, обосновать оценку. В ориентировочно-операционном компоненте: особенности программирования ребенком предстоящей деятельности; особенности вербализации задания (свидетельствующей об осознании общей цели, средств и способов его выполнения); уровень выполнения и осознанности действий. Имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельностинавыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа. на уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия, недостатки устной речи; на операциональном уровне имеется недоразвитие фонематического восприятия, несколько снижена способность к символизации, имеются проблемы в оптимальном функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв (слухомоторная координация); на уровне навыка — недостаточная сформированность графо-моторных. Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. При церебрально-органического генеза наблюдается нарушение речевой деятельности как системы.

Особенности обучения Важная задача при коррекции детей с ЗПР это развитие мелкой моторики. Есть много упражнний для этого. упражнения приносят тройную пользу: развивают его руки, подгатавливают к овладению письмом, формируют художественный вкус,развивают речь и мышлние. Выделены основные параметры сформированное полноценной произвольной деятельности учебного типа. В мотивационном компоненте: интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности; эмоциональное отношение к возможному продолжению деятельности. В регуляционном компоненте: степень полноты принятия задания; степень сохранения его до конца деятельности; качество самоконтроля по ходу выполнения задания; качество самоконтроля при оценке результата деятельности — способен ли критически оценить результат своего труда, обосновать оценку. В ориентировочно-операционном компоненте: особенности программирования ребенком предстоящей деятельности; особенности вербализации задания (свидетельствующей об осознании общей цели, средств и способов его выполнения); уровень выполнения и осознанности действий.

Расстройства аутистического спектра

Форма психического дизонтогенеза по классификации В. В. Лебединского Отклонения,вызванные диспропорциональностью развития

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н. Я. и М. М. Семаго Асинхронное развитие

Специфические особенности развития Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся, аграмматичная фраза; медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, ограниченность бедной игры и фантазии.

Особенности обучения Самостоятельно не может организовать свою учебную деятельность, возникают проблемы с планированием, и соответствием сразу нескольким требованиям, стереотипность стремление к постоянству, однообразный односторонний характер деятельности, болезненная реакция на внешние раздражители. Наличие аутостимуляций как повод уйти от дискомфорта, эмоциональная холодность и безразличие, тревога, страхи. Недостаточность сенсорной интеграции. Фрагментарность представлений о собственном теле приводит к недостаточности точных произвольных движений, нарушение ориентировки в пространстве и времени, речь отличает механичность, путаность, штампованность отсроченное повторение. Трудности произвольного общения, неготовность выполнять требования обращенные к нему, требование должно быть аргументированно.

Публикации по теме:

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество»Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики "Дети. Театр. Творчесво" В рамках реализации сетевого проекта.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основы специальной педагогики
Опубликовано: 21 марта 2024 в 10:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы специальной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Черницкая Оксана (УИ 3239247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД