Получи документы

Особенности детского общения в период дошкольного возраста

Юлия Елтышева
Особенности детского общения в период дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: особенности взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками.

В раннем возрасте (примерно с двух лет) возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка – общение со сверстниками. Если родители и другие взрослые в семье долгое время оставались для ребенка источниками любви, защиты, то сверстник выступает как равное, но другое существо. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками не была еще так явно выражена, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок отдает предпочтение детскому общению.

Публикация «Особенности детского общения в период дошкольного возраста» размещена в разделах

Детское общение имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первое – это эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, раскованность и непринужденность. Для детского общения, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех.

Вторая особенность общения – это несогласованность коммуникативных действий. Для ребенка в первую очередь важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В этом возрасте ярко проявляется неумение вести диалог. В результате каждый говорит о своем, а сверстника не слышит. Такое непонимание часто порождает в детской среде конфликтные ситуации. Ребенок спорит со сверстником, навязывает ему свою волю, сердится, обманывает и т. д. Начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным спутником по общению, чем взрослый. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстниками выступает на первое место. Кроме того, именно к четырем годам основным средством общения ребенка становится речь, а ведущей деятельностью – игра. Именно игра становится оптимальным содержанием общения детей 4-6 лет.

На низшем уровне взаимодействия детей представляет собой простейшие первичные контакты. Мы наблюдаем очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью общения. Конкретной цели взаимодействия еще нет, либо она быстро теряется.

На среднем уровне взаимодействия воспитанников постепенно развивается активное сотрудничество в достижении общей цели. Но общие устремления детей могут привести и к взаимным столкновениям в процессе согласования позиций. Отношения среднего уровня способствуют формированию терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств, опирающихся на эмоциональной интеллект и имеющих непосредственное отношение к здоровью личности ребенка.

На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность детей, которая сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание – это такой уровень взаимопонимания, при котором участники осознают структуру и содержание возможного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Достижение высшего уровня межличностного взаимодействия при правильно организованной педагогической работе возможно уже в старшем дошкольном возрасте, разумеется, не в том объеме, как это возможно в коллективах учащихся и тем более взрослых. Но тем не менее переход к высшему этапу взаимодействия в его элементарных проявлениях должен быть осуществлен уже на заключительном этапе дошкольного возраста.

Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т. д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль, как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.

Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, и наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств.

Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности часто

является наиболее значимой для ребенка, поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими.

Из сказанного ясно, что взаимоотношения между детьми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога.

В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.

Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.

Если педагог не рефлексирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога – не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.

В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Другой формой нравственного воспитания является

организация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Таким образом, воспитатель должен понимать, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, так как в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно, чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Литература:

Эльконин Д. Б. Психология игры. М. ,1978.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Р/д. : Феникс, 2002.

Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я. Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. 2004.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Технические особенности онлайн общения с родителями воспитанников в мессенджерах Технические особенности онлайн общения с родителями воспитанников в мессенджерах Педагог дополнительного образования МБДОУ «ЦРР -детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детского общения в период дошкольного возраста
Опубликовано: 9 августа 2021 в 18:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности детского общения в период дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Елтышева (УИ 1806004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД