МААМ-картинки

Особенности детского экспериментирования

Татьяна Погорелова
Особенности детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те сами собой разумеющиеся отличия,которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся (продолжительность работы,сложность совершаемых операций и т. п., то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.

Публикация «Особенности детского экспериментирования» размещена в разделах

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время,отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить раннее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.

3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. При организации экспериментов в д/с нужно специально создать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

5. Необходимо учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. В то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время рисовать, рассматривать картинки, заниматься любым интересующим их делом. Единственное, чего нельзя делать-это позволять им ничего не делать.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксирование результатов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать,- это право ребенка на ошибку. Учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но укрепит авторитет педагога, который окажется правым.

8. Применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Приемы трудовых навыков:

- работа руками детей;

-дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;

-совместная работа воспитателя и детей;

-помощь воспитателя детям;

-работа воспитателя по указанию детей;

Перечень приемов, выработанных в детском саду, может быть увеличен. В их основе лежит непосредственное участие педагога в эксперименте – но таким хитрым образом, чтобы он оставался для детей как бы невидимым, чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

9. Соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

10. Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Дети дошкольного возраста вследствие специфических физиологических и психологических особенностей с большим трудом воспринимают знания, преподносимые в чистом виде. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Попробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом-на обочине-рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошел незамтно для детей.

11. Анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами,поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают плохо. Дети в непринужденной форме могут поделиться с воспитателем радостью открытия или решить какую-либо экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Независимо от выбранной формы, воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время не подменяя их и не формируя выводов самостоятельно.

12. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумение выполнить работу, неспособность к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя порицать за нежелание экспериментировать,равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

Публикации по теме:

Опыт работы по организации детского экспериментированияОпыт работы по организации детского экспериментирования Нашим детям от природы присуща любознательность. Они познают и изучают окружающее и загадочное пространство вокруг, насыщенное такими разными.

Центр экспериментирования в подготовительной группе детского сада Центр экспериментирования в подготовительной группе детского сада Центр экспериментирования пользуется у детей особой популярностью..

Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности».

Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования Разумова Надежда Фёдоровна воспитатель МБДОУ «Детский сад №44» Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования» Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок, охваченный жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей.

Консультация  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Все дети думают, чувствуют и видят по-своему» Ж. -ж. Руссо Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может.

Проект «Организация детского экспериментирования» РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Организация детского экспериментирования в домашних условиях. В. А. Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребенком в.

Организация детского экспериментирования в домашних условиях Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Создание пространственно-предметной среды для детского экспериментирования Создание пространственно- предметной среды для детского экспериментирования. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное.

Взаимодействие с родителями для популяризации детского экспериментирования Взаимодействие с родителями для популяризации детского экспериментирования Слайд 1: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детского экспериментирования
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 20:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Погорелова (УИ 1832452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД