Папки-передвижки

Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах

Светлана Коновалова
Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах

Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах

Слайд 1

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных задач признает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Эта задача решается в рамках образовательной области «Физическое развитие». Физическое развитие дошкольников направлено на укрепление их здоровья, формирование двигательных навыков, физических и других качеств, необходимых для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.

Публикация «Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах» размещена в разделах

Слайд 2

Особенно актуально освоение содержания образовательной области «Физическое развитие» детьми с нарушениями речи, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но физического и психического. К сожалению, в последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи неуклонно растет. Данная категория детей составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Слайд 3

Зачастую у детей с ОНР наблюдаются различные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, снижением кожной и мышечной чувствительности. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки оказываются недостаточно сформированы, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

Для детей с ОНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики в свою очередь влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.

Все вышесказанное подтверждает мысль о том, что физическое развитие должно стать приоритетным направлением в работе с детьми с ОНР. Занятия физической культурой выступают важным фактором всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций и речи. Физические упражнения и подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, быстроты реакции и координации движений, внимания и памяти. Безусловно, физическая культура способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

На современном этапе концепция инклюзивного образования и воспитания является ведущим направлением в нашей стране. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с ОНР в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в области их физического развития.

Слайд4

Основными задачами инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОНР в разных возрастных группах являются следующие :создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений.

Для успешного решения обозначенных задач важно применять современные образовательные технологии, так как педагогическая технология - ведущий фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности (НОД) помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата.

Слайд5

К важнейшим технологиям, которые необходимо применять в работе по физическому развитию детей с ОНР, на наш взгляд, относятся: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые, технология музыкального воздействия и технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Здоровьесберегающие технологии направлены на создание благоприятной психологической обстановки, снятие психоэмоционального напряжения, чередование интенсивных физических нагрузок и отдыха, постепенное увеличение нагрузки, формирование осознанного отношения к здоровью.

Личностно-ориентированные технологии ориентируют всю образовательную систему на личность ребенка. Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Личностно-ориентированный подход предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностейдетей с ОНР.

Реалии современного мира (стремительное развитие технологий и распространение сети Интернет) делают актуальным использование информационно-коммуникативных технологий, направленных на воспитание информационной культуры подрастающего поколения, а также совершенствование образовательного процесса с детьми с ОНР за счет использования технических средств.

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе дошкольников с ОНР. Они позволяют помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни. Обучение в форме игры интересно и занимательно.

Технология музыкального воздействия заключается в подборе музыкального сопровождения занятий физической культурой, поскольку музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей с ОНР (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит).

Технология развивающего обучения позволяет ориентировать воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность).

Слайд6

Физическое развитие дошкольников с ОНР осуществляется согласно программе образовательного учреждения. Основной формой работы с детьми является непосредственно-образовательная деятельность. НОД по физическому развитию проводится два раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность НОД варьируется в зависимости от возрастной группы.

При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Дети, имеющие нарушения речи, как правило, относятся ко II или III группам здоровья, у многих из них имеются противопоказания, которые необходимо учитывать при проведении физических упражнений и подвижных игр.

Слайд7

В НОД по физическому развитию детей с ОНР включаются подвижные игры, дыхательная гимнастика, ритмика, пальчиковая гимнастика, данстерпаия, самомассаж, музыкотерапия, релаксация, упражнения на осанку.

Подвижные игры для детей с ОНР отбираются в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. Для детей с ОНР необходимо автоматизацию движений проводить с речевым сопровождением. Подвижные игры с речевым сопровождением - это игры обычно малой подвижности, при которых дети обыгрывают стихи, выполняя упражнения, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования. Такие игры помогают детям с ОНР в развитии общей моторики, умению координировать речь с движениями, памяти, раскрепощению.

У детей данной категории изменен тонус, поэтому важно включать в занятия упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми с ОНР.

Проведению дыхательной гимнастики в работе с детьми с ОНР должно уделяться особое внимание. Нередко дошкольники с речевыми нарушениями, выполняя даже легкие физические упражнения, задерживают дыхание. Важно научить их правильному дыханию, постоянно работать над увеличением количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Кроме того, в процессе выполнения упражнений дыхательной гимнастики, наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Значимое место в коррекции детей с ОНР занимает ритмика. Ритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Методика проведения ритмики схожа с методикой обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, т. е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Длительность комплекса составляет 10-12 минут. Каждая композиция в свою очередь должна состоять из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. Ритмика способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкального ритма.

Пальчиковая гимнастика – важный элемент занятия по физическому развитию детей с ОНР. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Инструктор по физической культуре подбирает комплексы пальчиковой гимнастики, соответствующие возрасту детей и актуальному уровню их речевого развития.

Данстерапия, или танцевальная терапия, для детей с ОНР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности детского организма. Однако, если двигательный опыт детей с ОНР недостаточен, следует проводить предварительную подготовку, обучая детей вариантам движений, которые в последующем они смогут творчески преобразовывать.

В практической работе с детьми с ОНР используются элементы самомассажа, в том числе с использованием специального оборудования (например, массажные мячики). Самомассаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Освоению каждого физического упражнения во время проведения НОД по физическому развитию с детьми с ОНР способствует музыка. Подбор музыкального сопровождения физкультурных занятий инструктор по физической культуре осуществляет совместно с музыкальным руководителем.

Упражнения и игровые задания на расслабление (релаксацию) активизируют деятельность нервной системы детей, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т. е. отработанные на коррекционных занятиях.

Предметом особого внимания инструктора по физической культуре служит работа над осанкой детей с ОНР, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей данной категории детей. С детьми с ОНР проводятся упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки, которые оказывают общее воздействие на организм, содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют мышечный корсет спины,формируют свод стопы и связочный аппарат.

Слайд8

Таким образом, организация работы по физическому развитию детей с ОНР в разных возрастных группах требует особого подхода инструктора по физической культуре. Предполагается использование современных педагогических технологий, направленных на модернизацию и повышение эффективности образовательного процесса. При проведении НОД по физическому развитию с детьми с ОНР в разных возрастных группах важно постоянно контролировать физическое состояние детей, регулировать интенсивность физической нагрузки. Основу коррекционной работы с детьми с ОНР во время занятий по физическому развитию должны составлять виды деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, самомассаж, функций равновесия и ориентировки в пространстве, зрительно - моторной координации движений (подвижные игры, данстерапия, укрепление опорно-двигательный аппарат (упражнения на осанку и для профилактики плоскостопия, ритмика, дыхательной и сердечно-сосудистой систем (дыхательная гимнастика, ритмика, музыкотерапия, формирование умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела (релаксация).

Слайд9

Инструктору по физической культуры также важно взаимодействовать со специалистами дошкольного учреждения (логопедом и музыкальным руководителем, сотрудничать с родителями для создания единых условий для полноценного физического развития детей с нарушениями речи.

Слайд10

Публикации по теме:

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах 1. Гимнастика после дневного сна и ее значение. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Сценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных группСценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных групп Участники: дети средней, старшей и подготовительных групп Цели: - расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах
Опубликовано: 12 января 2022 в 22:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД