Лиана Ряхмятуллова
Особенности формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, согласно классификации Д. Б. Эльконина, совпадают с возрастом 6-7 до 9-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность его обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной 13 ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. По мнению Е. П. Ильина «социальная ситуация развития младших школьников, сложившаяся система отношений детей и взрослых – исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребёнка на протяжение этого возрастного периода». Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Любой возраст имеет специфическую, единственную и неповторимую социальную ситуацию развития. Лишь оценив, можно понять, как появляются и развиваются определённые психологические новообразования, являющиеся результатом возрастного развития детей. Согласно Л. И. Божович, «ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность». Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. Активное умственное развитие младшего школьника способствует формированию более высокой по сравнению с дошкольным возрастом степени осознанности поведения, младший школьник учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. С расширением нравственного опыта, расширяются и углубляются нравственные представления младших школьников. Именно в этом возрасте начинает формироваться нравственное отношение к окружающим людям, к 14 труду, к природе, к важным общественным событиям. Это связано с осознанием младшими школьниками нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей. Формирование нравственного отношения детей младшего школьного возраста способствует развитию познавательной функции, помогает более активному развитию эмоций и чувств, убеждений и взглядов, способно сформировать внутреннюю необходимость в постижении нравственных ценностей. По мнению И. А. Богданова, «формирующийся на этом этапе нравственный опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки» [46, с. 29]. Растущая самостоятельность и осознанное отношение приводят к развитию способности руководствоваться в своих оценках усвоенными нравственными нормами. По мнению Т. А. Касимовой, «в результате становления нравственной оценки, у младшего школьника формируется самосознание», ребенок становится способным оценить поступок с точки зрения нравственности, на основе первоначальной чисто эмоциональной оценки и рациональной оценки чужого поведения, способным правильно сделать нравственный выбор между добром и злом, плохим и хорошем, о должном и не должном, ребенок способен проанализировать поступок с точки зрения нравственности, правильно оценить и аргументировать свой выбор. Патриотизм является главным из нравственных качеств личности, которое вырабатывается в школьном возрасте. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Как считает Н. К. Беспятова, «особенностью проявления патриотизма у младших школьников является то, что нравственный опыт пока еще ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд)». Постепенно происходит накопление опыта младшего школьника, он 15 активно включается в различные виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В этом возрасте дети очень сильно подвержены внешнему влиянию. Именно благодаря этому младший школьник впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. В их сознании закладываются определенные нравственные и патриотические идеалы, младший школьник начинает понимать их ценность и необходимость Возросшие возможности, которыми овладевают, дети младшего школьного возраста в интеллектуальном развитии существенно повышают объём знаний об окружающем мире. Им доступны знания, выступающие за рамки конкретного, воспринимаемого. Тем не менее, по мнению А. К. Быкова, «самостоятельно ребёнок младшего школьного возраста не может постигнуть в суть социальных явлений» Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нужно вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств у детей младшего школьного возраста. Известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного формирования чувства патриотизма у младших школьников. Опираясь на то положительное, что появляется в психике ребёнка, учитель может формировать чувство патриотизма, товарищества и активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Формирование познавательных интересов позволяет детям младшего 16 школьного возраста ставить перед собой познавательные задачи, пытаться найти объяснения увиденным явлениям. Совершается преобразование от простого любопытства к любознательности. Любознательность вытекает из внутренней стороны предмета или явления. Обучающиеся пытаются привлекать общественные явления, что доказывают детские вопросы, предметы и мотивы разговоров, рисунков, игр. По мнению А. К. Быкова, «младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для нравственного развития и патриотического воспитания». Заложенные у обучающегося начальной школы аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина. У младших школьников необходимо постоянно воспитывать чувство гордости за свою Родину, страну и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. При этом необходимо рассказывать об истории родного края и открывать детям имена людей, которые прожили достойную жизнь и являются примером для подражания в наши дни. Успеха в воспитании патриотических чувств можно достигнуть, только если сам учитель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать знания именно те, которые будут доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Как считает В. Г. Луговинов «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». Таким образом, к психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести новую социальную ситуацию 17 (поступление ребенка в школу, в связи с этим расширяются и углубляются нравственные представления младших школьников, на основе которых закладываются определенные нравственные и патриотические идеалы. Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность к познанию нового обеспечивает внутреннюю необходимость в постижении патриотических ценностей (интерес к истории семьи, малой родины, культуре, традициям родного края). В результате становления нравственной оценки, у младшего школьника формируется самосознание (гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества, осмысление своей роли и места в жизни). На основе нравственной оценки у детей младшего школьного возраста развивается способность руководствоваться усвоенными нравственными нормами, что обеспечивает формирование патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регулятивов жизнедеятельности. Активное включение младшего школьника в различные виды деятельности, стремление совершенствовать и закреплять новые достижения обеспечивает готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо своей малой Родины, школы, готовность к деятельности в качестве субъекта патриотической деятельности. На основании психологических особенностей формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возврата были выделены показатели и критерии патриотических чувств младших школьников : 1. Когнитивный (познавательный, его критерием является патриотическое сознание : - знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); - знание о «малой родине» ( родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); - знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др. ; - знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», 18 «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др. 2. Мировоззренческо-ценностный, его критерием является сформированность патриотических чувств : - осмысление Отечества как высшей социально значимой, духовно исторической и интегрированной ценности; - осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.); - гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества; - осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и судьбе Отечества. 3. Мотивационно-потребностный, его критерием является сформированность чувства любви к своей малой родине: - потребность в познании исторического прошлого своей малой Родины; - проявление устойчивого интереса к истории своей малой Родины, к её проблемам; - наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регулятивов жизнедеятельности; - следование патриотическим принципам, проявление патриотической позиции. 4. Деятельностно-поведенческий, его критерием является проявление патриотической инициативы : - готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо своей малой Родины, школы; - социальная активность личности, группы в качестве субъекта патриотической деятельности; - самореализация в качестве субъекта патриотической деятельности.