Лифенко Ирина
Особенности формирования половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемой сходства и различий в психологии мужчин и женщин занимаются уже несколько поколений ученых. Воспитание детей без учёта особенностей биологического пола способствовало и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них основополагающих представлений о «мужественности» и «женственности» и при отсутствии полового воспитания в совокупности с конфликтными ситуациями в процессе принятия своей гендерной роли погружаются во внутриличностные конфликтны и живут в разрез с установленными нормами общества. Изучение процессов формирования гендерной идентичности поможет направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании будущей личности, а именно: уверенность в себе, наличие устойчивых личностных установок, и в итоге эффективность общения с людьми, благополучие семейных отношений.
Публикация «Особенности формирования половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По результатам диагностики по методике Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» можно сделать вывод о влиянии социальной ситуации развития ребенка, его опыта на предпочтения ребенка при построении половозрастной последовательности и при выборе привлекательного и непривлекательного образов последовательности в разные возрастные периоды.
Мальчики 3-4-х летнего возраста относят себя к мужскому полу, только вот считают себя в большинстве случаев старше, чем есть на самом деле (выбор мужского пола, но не соответствующего возрасту ребенка). Они предпочитают видеть себя школьниками, юношами и даже мужчинами или совсем младенцами. Так, например, в возрасте 6 лет резко увеличивается количество выборов идентификации своего настоящего статуса несоответствующего возрасту. Чаще всего девочки хотят быть старше – школьницами или девушками, они раньше, чем мальчики готовы к будущим ролям.
Однако уже в 4 года ситуация резко меняется, о чём свидетельствуют значимые различия между двумя этими возрастами. После 4-летнего возраста мальчики выстраивают последовательность идентификации от младенца до старика, пропуская часто образы юношей или мужчин, и редко делая смешанный выбор. В 6 лет мальчики уже точно идентифицируют свой жизненный путь по сравнению с 5-летними детьми, то есть, они имеют представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек.
Девочки в 3 года также неадекватно идентифицируют свой жизненный путь, показывая существенную разницу с 4-х-летним возрастом и чаще выбирая смешанную последовательность, то есть они могут быть и мальчиками, и дядями. После 4-летнего возраста девочки уже не делают смешанный выбор в половозрастной последовательности. Мальчики в 3 года непривлекательными могут считать лиц обоего пола (нет особых различий, а уже в 4 года превалирует выбор своего пола как непривлекательного. В 5 лет различия увеличиваются, мальчикам больше не нравится образ мужчины, по их мнению, он либо не сильный, либо бандит, а в 6 лет больше не нравятся младенцы и старики и различия остаются достоверными. Девочки более непривлекательными лиц мужского пола начинают считать с 5 лет и продолжают так считать и в возрасте 6-7лет,
демонстрируя нам одинаковые различия в этих возрастах. В 5 лет это могут быть мальчики – школьники и старики, а в 6 лет мужчины и старики.