Лучший педагог года

Особенности функционирования опекунских семей

Стравчинская Татьяна
Особенности функционирования опекунских семей

Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость её решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.

Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка [2].

Публикация «Особенности функционирования опекунских семей» размещена в разделах

На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели — модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). Однако параллельно с этой тенденцией растёт количество отказов от усыновления и увеличивается число приёмных детей, госпитализированных в психиатрические клиники [3].

В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с приёмными детьми.

В настоящее время существует достаточное количество государственных и общественных организаций, которые оказывают подобную помощь и поддержу. Однако основными потребителями их услуг становятся люди, не имеющие родственной связи с приёмным ребёнком. Бабушки и дедушки пользуются подобной поддержкой крайне редко из-за своей низкой социальной компетентности, возраста и отсутствия необходимой для этого информацией. А ведь проблемы, с которыми они сталкиваются, воспитывая собственных внуков, довольно серьёзные и могут оказать пагубное влияние на развитие и социальную адаптацию опекаемых ими детей.

В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. — Н. П. Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. По результатам этого исследования было выявлено, что опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребёнка (88%, в меньшем (12%) — дедушки. Посторонних граждан среди опекунов не более 2%. Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Чаще всего опекун является пенсионером (20% старше 70 лет, 40% от 50 до 60 лет.) [3].

Однако несмотря на высокий уровень мотивации воспитание внуков приводит дедушек и бабушек ко многим сложным эмоциональным проблемам. Принятие на себя прародителями родительской роли искажает их временную перспективу и ставит их перед лицом многих проблем. Невозможность сосредоточиться на решении задач возраста — завершении карьеры, адаптации к статусу пенсионера — создаёт ощущение "движения назад". Прародители-опекуны более подвержены эмоциональным нарушениям, депрессии; они менее удовлетворены своей "родительской" ролью, страдают от социальной изоляции [1].

Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье. И несомненно, что в опекунской семье своих родственников дети знают всё о своих родителях. К сожалению, часто бабушки и дедушки, не выбирая выражений, прямо определяют поведение их дочерей. Опекуны не стараются поддерживать реальные отношения детей с их родителями [2]. Однако в ситуациях, когда это возможно (если родители в трезвом состоянии, положительно настроены на общение с ребёнком и родителями) они должны поощрять посещения и взаимодействия детей и родителей, потому что, несмотря на любовь и заботу бабушек и дедушек, которые они дают своим внукам, это никогда не заменит истинной родительской любви. Даже маленькое словечко от родителей может полностью изменить настроение ребёнка и его поведение.

Помимо непростых внутрисемейных отношений проблемы в школе могут также оказывать своё пагубное влияние на эмоциональное состояние каждого из членов семьи. Здесь важно обратить внимание как на успеваемость, так и поведение. Бабушкам и дедушкам необходимо установить и поддерживать положительные взаимоотношения с классным руководителем, объяснить учителю, что происходит и совместным усилиями пытаться помочь ребёнку решить возможные трудности в учёбе и во взаимоотношениях с одноклассниками. Ещё один важный момент — не афишировать в школе статус ребёнка, в противном случае это может послужить поводом для насмешек и "клише" как со стороны ровесников, так и "нелояльных" учителей [3].

Также очень важно уважать частную жизнь опекаемого внука. Однажды, столкнувшись с проблемой наркомании, трудно удержать себя от гиперопеки, контролируя каждый шаг ребёнка. Но стоить помнить, что рано или поздно дети становятся достаточно взрослыми, чтобы быть способными отвечать за собственную жизнь и здоровье, принимать самостоятельно решения и делать свой выбор. И необходимо научить их это делать. А начинать учить нужно уже с детства, распределяя ответственность в равной степени.

В заключение важно отметить, что воспитывать детей не просто. Чтобы справиться с этим, опекунам нужна грамотная помощь специалистов, консультации и практическая поддержка. Для этого необходимо организовывать различные семинары, группы взаимной поддержки, которые помогали бы им правильно подходить к воспитанию детей — социальных сирот, ведь ребёнок — это пустой сосуд, который наполняется тем, что он видит вокруг себя, а ребёнок — социальная-сирота — это психологически травмированный ребёнок, требующий к себе пристального и чуткого внимания со стороны окружающих его близких ему взрослых людей.

Goodman C.C., Potts M.K., Pasztor E.M. Caregiving grandmothers with vs. without child welfare system involvement : Effects of expressed need, formal services, and informal social support on caregiver burden // Children and Youth Services Review, 29 (2007) 428–441.

Спиваковская А. С. "Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений"// "Лишё нные родительского попечительства: Хрестоматия", М., 1991.

Ослон В. Н. "Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот", Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001.

Публикации по теме:

Благополучие семей в наших руках! .

Характеристика семей, в которых кто-либо болен алкоголизмом Все семьи с наличием больного алкоголизмом (назовем их для краткости алкогольными) являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности.

Организация социально-педагогического сопровождения замещающих семей в ДОУ В современном, быстро меняющемся мире вопрос о положении детей остается по-прежнему одним из самых актуальных. Сегодняшние дети - это граждане.

Особенности воспитания мальчиков из неполных семей Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия.

Позитивные результаты по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционированияПозитивные результаты по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования Воспитателем в МБДОУ детский сад №97 я работаю с 2016 года на адаптационной группе раннего возраста. Уже второй год успешно проходит адаптация.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Психолого-педагогическая поддержка семей в условиях консультационного центра 2 слайд Целью моего консультирования в условиях консультационного центра является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка,.

Сопровождение семей социального риска ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «СЕМЬ-Я» НА БАЗЕ МБДОУ.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль.

Взаимодействие семей и детского дошкольного учреждения в развитии личности ребёнка Взаимодействие семей и детского дошкольного учреждения в развитии личности ребёнка (использование детского фольклора в работе с детьми младшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности функционирования опекунских семей
Опубликовано: 15 марта 2018 в 21:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД