Ирина Шевченко
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Публикация «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте. Гендерная идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
Поэтому мы считаем, что цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В Федеральном Государственном Стандарте гендерное воспитание относится к образовательной области социально-коммуникативное развитие детей и ставит следующие задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Основные задачи построения предметно – пространственной среды:
использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;
пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным направлениям с учетом гендерного подхода;
пополнит развивающую предметно-пространственную среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников;
спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников.
Кроме того, предметно развивающая предметно – пространственная среда – является средством развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка
При создании среды прежде всего мы обращали внимание на её оптимальную насыщенность, целостность, многофункциональность, внедрение различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Мы используем такие маркеры гендерных различий в этом возрасте как
• дифференцированность меток на шкафах для одежды для девочек и мальчиков. Для девочек обычно используем изображения цветов, кукол, а для мальчиков -машин, самолетов или нейтральные изображения (солнышко, радугу, овощи)
• Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов (белые для девочек, синее для мальчиков) .Обычно в гости приходит кастелянша и принесла полотенца двух цветов, обратила внимание на то, что для девочек и мальчиков она подготовила разные полотенца по цвету, вручила каждому по полотенцу.
• Дифференцируем убранство кроватей девочек и мальчиков. В нашей группе у девочек покрывала более светлого тона, а у мальчиков синего тона.
• При кормлении детей используем салфетки разного цвета для девочек и мальчиков, для организации дежурств по столовой мы используем фартуки разного цвета.
• Начиная со второй младшей группы, обязательно нужно иметь различия в умывальной комнате для мальчиков и девочек.
• Дифференциация присутствует во всем образовательном пространстве группы :
в уголке изобразительной деятельности материал хранится в коробочках с разными метками, соответственно для мальчиков и девочек в, существуют раскраски для мальчиков и для девочек, альбомы с разными картинками соответственно гендерной принадлежности детей
система дидактических игр: «Дом добрых дел», «подбери аксессуары», «Отгадай профессию», «Кто, что носит»;
физкультурном уголке, присутствуют атрибуты к подвижным играм для мальчиков и для девочек, гимнастические ленты, детские гантели, мячи разных цветов, мешочки для метания разного веса и дт.
В предметно – пространственной среде мы используем начиная со II младшей группы карточки-действия (как поступают мальчики, девочки) они наклеены в группе,.
Игра - основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:
• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
• Процесс одевания и раздевания кукол и других игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».
• Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
При подборе материалов мы привлекали детей к созданию маркеров игрового пространства. С девочками мы обсуждали обстановку мебели в игровом уголке и договаривались с ними о том, где они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.
С мальчиками продумали расположение деревянного крупного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность и убирает его по окончанию игры. С мальчиками также обсуждали, где лучше разместить игровые стойки с рулем и штурвалом для игр в «Моряки» и «Шоферы».
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3-4 лет в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе. Для повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания мы разработали папки «как воспитывать мальчика?», «Как воспитать девочку?». В этих папках размещены стать и рекомендации педагога – психолога, инструктора по физической культуре для родителей.
Таким образом, организованная развивающая предметно – пространственной среды с учетом гендарных признаком способствует преодолению разобщенности между мальчиками и девочками в организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Этому способствует
Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка. Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.