Получи документы

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Ирина Шевченко
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Публикация «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте. Гендерная идентификация ребёнка происходит уже к 3 - 4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

Поэтому мы считаем, что цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

В Федеральном Государственном Стандарте гендерное воспитание относится к образовательной области социально-коммуникативное развитие детей и ставит следующие задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Основные задачи построения предметно – пространственной среды:

использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;

пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным направлениям с учетом гендерного подхода;

пополнит развивающую предметно-пространственную среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников;

спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников.

Кроме того, предметно развивающая предметно – пространственная среда – является средством развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка

При создании среды прежде всего мы обращали внимание на её оптимальную насыщенность, целостность, многофункциональность, внедрение различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Мы используем такие маркеры гендерных различий в этом возрасте как

• дифференцированность меток на шкафах для одежды для девочек и мальчиков. Для девочек обычно используем изображения цветов, кукол, а для мальчиков -машин, самолетов или нейтральные изображения (солнышко, радугу, овощи)

• Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов (белые для девочек, синее для мальчиков) .Обычно в гости приходит кастелянша и принесла полотенца двух цветов, обратила внимание на то, что для девочек и мальчиков она подготовила разные полотенца по цвету, вручила каждому по полотенцу.

• Дифференцируем убранство кроватей девочек и мальчиков. В нашей группе у девочек покрывала более светлого тона, а у мальчиков синего тона.

• При кормлении детей используем салфетки разного цвета для девочек и мальчиков, для организации дежурств по столовой мы используем фартуки разного цвета.

• Начиная со второй младшей группы, обязательно нужно иметь различия в умывальной комнате для мальчиков и девочек.

Дифференциация присутствует во всем образовательном пространстве группы :

в уголке изобразительной деятельности материал хранится в коробочках с разными метками, соответственно для мальчиков и девочек в, существуют раскраски для мальчиков и для девочек, альбомы с разными картинками соответственно гендерной принадлежности детей

система дидактических игр: «Дом добрых дел», «подбери аксессуары», «Отгадай профессию», «Кто, что носит»;

физкультурном уголке, присутствуют атрибуты к подвижным играм для мальчиков и для девочек, гимнастические ленты, детские гантели, мячи разных цветов, мешочки для метания разного веса и дт.

В предметно – пространственной среде мы используем начиная со II младшей группы карточки-действия (как поступают мальчики, девочки) они наклеены в группе,.

Игра - основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:

• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

• Процесс одевания и раздевания кукол и других игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».

• Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

При подборе материалов мы привлекали детей к созданию маркеров игрового пространства. С девочками мы обсуждали обстановку мебели в игровом уголке и договаривались с ними о том, где они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

С мальчиками продумали расположение деревянного крупного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность и убирает его по окончанию игры. С мальчиками также обсуждали, где лучше разместить игровые стойки с рулем и штурвалом для игр в «Моряки» и «Шоферы».

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3-4 лет в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе. Для повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания мы разработали папки «как воспитывать мальчика, «Как воспитать девочку. В этих папках размещены стать и рекомендации педагога – психолога, инструктора по физической культуре для родителей.

Таким образом, организованная развивающая предметно – пространственной среды с учетом гендарных признаком способствует преодолению разобщенности между мальчиками и девочками в организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Этому способствует

Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка. Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.

Публикации по теме:

Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников Особенности гендерного поведения в игровой деятельности дошкольников при реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей раннего возраста в различных условиях» Независимо от того, где воспитывается ребенок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности гендерного воспитания дошкольников Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край. Особенности гендерной.

Особенности музыкального воспитания в группе раннего возраста.Особенности музыкального воспитания в группе раннего возраста. Общеизвестно, что музыка с рождения вызывает у детей позитивные эмоции. Когда младенцу лишь несколько дней, уже наблюдается реакция замирания.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 10:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД