Светлана Михайлова
Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Публикация «Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду» размещена в разделах
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, настолько крепкими и долговечными будут их семьи.
Целью работников детского сада является создание условий для воспитания детей с использованием гендерного подхода.
В своей работе мы должны учитывать, что мальчики
Используют все пространство
Имеют мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор
Девочки
Имеют мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами
Играют в ограниченном пространстве
Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие). Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения.
Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
ФГОС определяет следующие целевые ориентиры гендерного развития : ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. Девочки и мальчики по очереди ходят мыть руки. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти.
Игровая деятельность
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
В группе созданы условия для игр мальчиков «Строители», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности.
Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.
Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам:
1. «Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
2. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
3. «Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
Один из любимых видов детской деятельности у дошкольников – рисование. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация.
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика, они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.
В различных видах музыкальной деятельности прослеживается работа по гендерному воспитанию. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относится к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы героев для объяснения материала, придумывать театрализованные постановки по сюжетам сказок. Сказки воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:
Различия а обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)
Конечно, работа по формированию полоролевой принадлежности систематически ведется в детском саду, однако, ведущую роль в этой работе играет семья.
Мать:
Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких). Действует лаской, добротой.
Воспитывает глубокую привязанность, терпимость.
Раскрывает красоту окружающего мира. Дает готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери
Отец:
Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка.
Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь, он способствует формированию самооценки, статусной позиции.
Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.
Детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.